Проекты БДФ «Виктория» не стоят на месте – наши специалисты постоянно придумывают что-то новое для детей, семей и выпускников детских учреждений. Но иногда случается так, что ребята сами придумывают полезные активности. Так, в проекте «Дом выпускника: шаг в будущее» появилась экотерапия. Что это за направление, как оно работает и почему было решено ввести его в проект, рассказывает администратор «Дома выпускника», Елена Вирт:

«Летом прошлого года мы предложили выпускникам собрать черешню с деревьев, посаженных у домов семей (прим. «Дом выпускника» открыт в феврале 2021 года, изначально возможности заниматься садоводством для выпускников приемных семей не предусматривали).

Во время сбора ягод у мальчишек и девчонок завязался разговор между собой, а я шутила: «Вот бы здесь траву прополоть, грядочку вскопать, а еще лучше что-то посадить», и ребята буквально захлопали в ладоши. Я увидела в их глазах, особенно у одной выпускницы, что они будут это делать с удовольствием. Девочка тут же стала рассказывать, как это было у них там, в Сибири, откуда она родом. Черешня закончилась, тема закрылась. До грядок дело не дошло, но мысль осталась. Тем же летом мы покупали зелень на рынке, вместе замораживали на зиму, снова обсуждали, как было бы хорошо, если бы сами вырастили и собрали, свое, полезное, экологически чистое. Снова задумались о том, что нужен кусочек земли, и где бы его взять. Я замечала, что часто в разговорах с ребятами могло промелькнуть «Вот если бы это было наше». Так я понимала, что им нужен свой сад-огород.

Этой весной я снова затронула тему про грядки и обратилась к руководству, можно ли выделить ребятам кусочек земли для садоводства. И – о радость! Нас поддержали и отправили к садовникам. Те, в свою очередь думали-гадали, и в итоге предложили нам теплицу. Сколько же было радости! Жаль, что не засняла этот момент на камеру, сама растерялась. Девчата буквально прыгали и хлопали в ладоши. Мальчишки как будто не очень обрадовались, но копать пошли в тот же день. 

Дальше все происходило очень быстро: грядки вскопали, наносили земли, перегноя, купили первые семена и лук-севок. Лук сажали с таким удовольствием, как будто вырастут сортовые розы. Сажали и смотрели друг на друга, как это делает другой. Спорили: «У тебя не так, нет у тебя, а давай вот так». У кого лунка ровнее, кто глубже вскопал, смотрят, советуются. Затем мы вместе сеяли семена зелени. Это нужно было видеть своими глазами, как они это делают. Я смотрела на них и понимала, что это им нужно гораздо больше, чем просто лежать и смотреть в телефон. Они так загорелись, что бежали с учебы и просили не ходить без них в теплицу.

Потом мы решили, что настало время рассады. Для нее мы соорудили два ящика. Отдельно купили семена – помидоры, огурцы, перчик, и сажали в теплице. Представьте, тонкими пальчиками девчонки брали каждое семечко, бережно клали в лунку, смотрели, чтобы все было на правильном расстоянии, чтобы не нужно было потом продергивать. Кладут и смотрят, на меня, друг на друга, так или не так. Семечки раскладывали как драгоценности, по одному, аккуратно. Как это здорово!

Так мы провели несколько чудесных вечеров, чудесных – потому что они были вместе. 

Все, что было куплено, посеяли. Рассада еще не взошла, а так не хотелось останавливать процесс. Решили и свеклу, и морковку в теплице посадить. Смеялись над нами, конечно: «Краснодарский край. Здесь так не сажают». А девчонки говорят – хотим, это наше, пусть будет. Посеяли морковь, свеклу, добавили шпинат. Шутили, смеялись, оставляли свои «следы» на земле, истории придумывали: «Что станет с этим следом, как он перерастет», фантазировали, мечтали… На некоторых смотришь, как они активно участвуют и сильно удивляешься, неужели это тот подросток, которого я видела совсем другим?

Вот еще история была. Появились первые всходы, и земля покрылась корочкой. Ребята смотрят, спрашивают, убрать ли корку. Ответила, что не нужно, надо просто землю смочить. Но нет, они корку приподняли, смотрят, а росточки там желтенькие, сморщенные, но все равно пытаются прорваться. Я им и ответила – посмотрите, какая сила жизни у растения. Вот так и у человека. Когда человек по-настоящему хочет жить, ему ничего не помешает.

Случались и неприятности – ребята очень переживали, когда погорел в теплице первый урожай рассады огурчиков, выращенной своими руками, но не отчаялись. Выяснили, как укрывать теплицу от прямых солнечных лучей. Юг, все-таки, жара уже в апреле.

Здесь за работой звучат истории из жизни. Так, я про своего папу рассказывала, как мы с ним сажали вместе. Когда я уставала, сажала лишь бы засыпать. А он мне говорил: «Ты все неправильно делаешь, нужно понимать, что это земля, каждый кусочек земли нужно и важно руками разминать, чтобы ни один камушек не попал». Рассказывала им и о том, что есть поверье, будто в землю уходит вся отрицательная энергия – для этого нужно руки в землю полностью погружать. Смотрю, как они стали аккуратно разминать каждый ком земли, и друг за другом отказались от перчаток, чтобы держать в руках живую землю.

Со временем появились обязанности по уходу – утром открыть теплицу, вечером закрыть. Работы много – взрыхлить, полить, для этого нужно воды принести. Так процесс и пошел, девчата своих младших братьев привлекают, те уже с удовольствием присоединяются. Теплица для них стала настоящим «своим местом». Было понимание, что совместное садоводство может быть для них полезным, но какой неожиданностью стало то, как они встретили и приняли эту идею. Ни разу никто не сказал «не хочу» или «не пойду», напротив, очень переживают, если не удается попасть к растениям. С чем это связать? Ощущение своей собственности, удовольствие от того, что видят результаты своего труда, от общения друг с другом. Планов очень много – купить укрывной материал, организовать полив, а еще мы хотим сделать лавочку и посадить дикий виноград, чтобы самим укрываться от солнца в жару. 

Вижу, как они умеют заботиться. Среди рассады перчиков попался совсем маленький росток, сантиметров 5. Думала, выбросят. Они его посадили, присыпали, каждый день поливают, предостерегают – «Смотрите, не вырывайте!». Нянчатся с ним, как с грудным ребенком. Впереди лето, многим предстоит практика на учебе, и они очень переживают, как же без них здесь будет дальше. Строят планы приезжать, навещать, помогать. Никто не мог предположить, что теплица будет так популярна.

Это все нужно видеть своими глазами ­– когда рассказываешь, все звучит очень спокойно, но на самом деле внутри очень сильные чувства. Чтобы их понять, нужно быть там, с ними, видеть их, как шутят, как смотрят, их глаза – счастье через край. Они стали задавать много вопросов по поводу растений, как зарождается, почему растет так, а не иначе. Но в процессе посадки возникают разговоры не только о посадке. Хоть и стесняются еще делиться, но уже говорят о своем, иногда очень личном.

Теплица стала кодовым словом. Если «теплица», то все остальное можно отложить. Начинают появляться и общие истории – так, в сильнейшую грозу оказались запертыми все вместе. Залило все, затопило, мы бежали в дом мокрые, грязные. А придя домой, согрелись, пили вместе чай, шутили. Такие истории сближают. И это просто сказка. Тем временем, первый урожай лука уже собрали!»

Вот так, в рамках реализации проекта «Дом выпускника: шаг в будущее», мечта подростков о собственной грядке переросла в их личный проект «Теплица», благодаря которому появилась идея о включении в проект нового психологического направления ­–– экотерапии. Несмотря на то, что экотерапия является одним из самых молодых методов оказания психологической помощи и только начинает осознаваться как действенный и эффективный метод, она однозначно занимает важное место в работе с различной проблематикой. Опираясь на экспериментальную основу, экотерапия предлагает через взаимодействие с природой в разных ее проявлениях (в нашем случае – в рамках садоводства) получить непосредственный опыт переживания. Через наблюдение жизни растения, которая свободно ложится в основу метафоры о жизни человека, можно осознать важнейшие моменты понимания своей жизни и своего пути в ней.

На сегодняшний день научными исследованиями доказано, что одно только наблюдение за растениями влияет на когнитивные процессы, повышает концентрацию внимания, способно менять эмоциональный фон, а взаимодействие в процессе совместной деятельности улучшает социальные навыки и влияет на позитивное формирование образа «Я».

Желаем ребятам успехов в познании себя и в новом хобби, и с нетерпением ждем первого урожая!


Проект «Дом Выпускника: шаг в будущее» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

Поделиться:

Комментарии запрещены.