Уже больше года работает наш проект “Дом Выпускника” в Детской деревне “Виктория”, в рамках которого наши и приглашенные специалисты помогают молодым людям и девушкам – выпускникам многодетных приемных семей – получить необходимые для самостоятельной жизни навыки. Вы наверняка не удивитесь, когда узнаете, что самая нужная помощь – это психологическая. О работе с выпускниками нам рассказала Ксения Дементьева, психолог Детской деревни “Виктория”.
Отличается ли процесс отделения молодого человека от кровной семьи от процесса сепарации в приемной семье?
В кровной семье чаще всего, если речь не идет о кризисных или трагических событиях, т.е. в обстоятельствах условной «нормы», идет естественный процесс взросления и переход из формата отношений «родитель-ребенок» в формат «взрослый-взрослый». В это время молодые люди переезжают к месту учебы или работы, начинают собственную семейную жизнь или просто реализуют желание проживать отдельно. Сами родители здесь иногда не только не способствуют, но могут даже препятствовать процессу отделения, желая, чтобы «ребенок» оставался в семье как можно дольше. Возраст «взросления» в кровной семье редко регламентируется по времени. Основными факторами, влияющими на принятие такого решения, будут готовность и желание как детей, так и родителей.
В профессиональной приемной семье мы скорее сталкиваемся с тем, что процесс взросления и обретения самостоятельности более четко определен возрастом приемного ребенка – достижением совершеннолетия. Однако достижение восемнадцатилетнего возраста совершенно не свидетельствует о психологической готовности и наличии навыков для такой жизни.
В чем состоит проблема “периода выпуска” из приемной семьи?
Проблематика «периода выпуска» – недостаточная психологическая готовность к самостоятельной жизни, которая в определенном смысле коррелируется с возможностью ставить жизненные цели, принимать решения, брать на себя ответственность, не говоря уже об отсутствии сформированных практических жизненных навыков. Ведь, например, в многодетные приемные семьи часто дети приходят уже в подростковом возрасте, к которому многие навыки не сформировались в неблагополучной кровной семье или детском учреждении, где подросток жил до того.
Нужно также понимать, что процесс подготовки к «выпуску» из семьи может вызывать довольно противоречивые чувства. С одной стороны, у молодого человека или девушки появляются перспективы свободной жизни, которая может привлекать отсутствием контроля. С другой стороны, ожидание предстоящих изменений может актуализировать ранее пережитый травматичный опыт. Тогда родители могут говорить о так называемом откате, когда в поведении молодого человека, появляются особенности, свойственные более раннему возрастному периоду. Причиной такого отката может быть страх – ведь свобода не только привлекает, но и пугает обратной стороной – неопределенностью, ответственностью, одиночеством.
Поэтому проблема «выпуска» – это период кризиса для всей семьи, который может сопровождаться свойственными для него проявлениями: нарастанием напряжения, эмоциональными срывами, обострением конфликтов.
Как помогает психолог в этот период?
Это может быть как кризисная поддержка, так и консультирование по вопросам личностного и профессионального самоопределения, сложностей, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками или с семьей. На этом этапе психолог оказывает поддержку в зависимости от актуального состояния и запроса, который может и не быть четко сформирован самим выпускником.
Работа с психологом может быть направлена на формирование необходимых навыков: регуляции эмоционального состояния, постановки целей, коммуникативных навыков, урегулирования конфликтов… Отдельным пунктом выделю терапию – вид психологической помощи, направленной на глубокие личностные изменения и зачастую связанной с проработкой травматичного опыта. При этом терапия возможна только при выстраивании доверительных отношений, основанных на глубоком личном контакте, что требует от обеих сторон времени и усилий.
Нужна ли в это сложное время помощь родителям?
На этапе подготовки к выпуску помощь, конечно, может понадобиться и родителям. Так, как минимум, к обсуждению вопроса «выпуска» лучше приступать заранее и формировать необходимые условия для экологичного прохождения этого этапа. Предупрежден, значит вооружен – в этом случае пословица довольно актуальна. Поэтому родители могут обращаться к психологу с вопросом, как подготовиться к предстоящим изменениям, учитывая психологические особенности своего ребенка. Психолог может проводить семейные консультации, в рамках которых формулируются сложные вопросы, которые родителям и детям непросто обсуждать напрямую.
Что могут делать приемные родители, чтобы переход в самостоятельную жизнь был для молодых людей гармоничным?
Гармоничный, в одном из значении слова – имеющий связь, скрепление, сочетающийся. Чтобы переход был гармоничным, необходимо, чтобы сами отношения в семье были гармоничными, т.е. между родителями и детьми должны быть отношения. Хорошо, когда такие отношения носят доверительный характер и ребенок, будущий выпускник, чувствует поддержку. Родители могут загодя содействовать формированию необходимых навыков, предварительно определяя, чего подростку не хватает. Здесь они тоже могут обращаться за помощью у специалистам.
Какие результаты “работы” Дома Выпускника Вы видите?
Если говорить о психологическом состоянии, у каждого из ребят на начало проекта стояли индивидуальные психологические задачи. Основной результат, на мой взгляд, это личное понимание того, что эти задачи решаемы. Когда они прилагают усилия к тому, чтобы осознавать сложности, с которыми сталкиваются, находят ресурсы для их преодоления. Еще они осознают свои возможности при самостоятельном решении возникающих вопросов. Это и есть успешный опыт самостоятельной жизни, который становится опорой для последующих шагов.
Также одна из задач, которую мы, как специалисты, перед собой ставили — это создание поддерживающих отношений среди выпускников. На мой взгляд, и это начало происходить.
Какие новые направления психологической помощи появились за год? Что дальше?
Любое мероприятие в рамках проекта имеет смысл с психологической точки зрения, даже если это «просто» совместное приготовление еды. Если же говорить об основных направлениях психологической поддержки, то они остаются в режиме константы. Это индивидуальные консультации и терапевтические встречи, групповые мероприятия. Но вот в рамках группового направления происходит расширение. В этом году мы проводили несколько выездных тренингов с элементами экотерапии, кинотерапию, ипотерапию. На следующий год планируем не только сохранить «ассортимент», но и обогащать его.
Дальше будем продолжать в том же духе: помогать «выпускникам» формировать и использовать навыки для самостоятельной жизни.
Проект «Дом Выпускника» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.