9 апреля мы провели завершающее занятие тренинга «Хорошие отношения».
В ходе шеринга, участники отметили, что им удаётся больше концентрироваться на своих чувствах, мыслях, действиях. Такой подход позволяет сохранять стабильность в отношениях. Полезной оказалась и техника «5 шагов конструктивного способа разрешения конфликтов», разобранная на предыдущем занятии. Родители и дети, практиковавшие данную методику, – обозначение проблемы, сбор предложенных вариантов ее решения, совместный выбор удобного для всех сторон варианта – заметили, что она помогает выходить из конфликта с минимальными затратами сил и уважением к интересам каждого. Те же, кто еще не испробовал данный метод, решили не дожидаться глобальных конфликтов, а применять его в бытовых ситуациях, которые будут возникать в семье.
В основной части занятия участники делали упражнение «Я думаю что». Это еще одна возможность исследовать способы взаимодействия в паре «ребёнок – родитель».
Людям свойственно додумывать за других. Нам кажется, что если мы знаем мысли другого, то можем контролировать его реакции. Но это не так. Додумывание деструктивно. Благодаря упражнению подростки и родители получили дополнительную возможность увидеть уникальность друг друга, выйти за узкие рамки собственного мировоззрения и даже выразить несогласие своему близкому.
На протяжении всего тренинга мы советовали участникам вести «Дневнички автоматических мыслей» и на последнем занятии предложили не прекращать эту практику. Участники разобрали несколько ситуаций с применением дневника, чтобы убедиться, что автоматическая мысль вгоняет в панику, а мысль замеченная, позволяет оценивать ситуацию адекватно, снижает эмоциональный накал, меняет поведение.
Учёные давно заметили благотворное влияние положительных слов на состояние человека, его психическое и физическое здоровье, на его дружеские отношения и отношения в семье. В завершении тренинга родители и дети говорили друг другу нежные и добрые слова, выполняя упражнение «Тихо на ушко только тебе».
В конце занятия участники заполнили анкеты обратной связи. Такие вот выводы сделали родители: «с детьми можно договариваться», «надо проводить время вдвоем», «дети могут задумываться о чувствах родителей», «с ребёнком не нужно разговаривать на повышенных тонах», «мне важны хорошие отношения с дочерью». А такие выводы – дети: «отношения с мамой можно наладить», «мама больше узнала обо мне и о моих чувствах», «я больше стала ставить себя на место мамы и относиться к ней с большим пониманием», «пробую быть более послушным».
На прощание мы каждой семье дали альбом, в котором собрали всю полезную информацию по материалам тренинга. Он поможет детям и родителям дальше сохранять «Хорошие отношения» в повседневной жизни.