Мир НКО велик и разнообразен, как и проблемы людей. И тут, казалось бы, как и в бизнесе, каждый занимается своей темой. Но есть нюанс, который сильно отличает НКО от бизнеса: в нашей сфере нет конкуренции, все ровно наоборот – чем больше взаимодействия в благотворительности, тем лучше для всех. О том, почему так, мы решили рассказать на реальных примерах, в интервью с коллегами из разных дружественных благотворительных фондов. Читайте их в нашем ДЗЕНЕ в новой рубрике, которую мы назвали «ТЕОРИЯ СЕМИ РУКОПОЖАТИЙ».
«Взаимодействие НКО – это всегда про расширение возможностей»
Как благодаря дружбе НКО из Москвы и Ростова-на-Дону девочка-бунтарь превратилась в яркого лидера? Как судьба младенца благополучно решилась потому, что дружили НКО из Ростовской области и Калмыкии? И почему для лечения ребенка пришлось искать корм для кур? В интервью БДФ «Виктория» рассказал специалист программы “Профилактика социального сиротства” Благотворительного фонда “Доброе дело” из Ростова-на-Дону Александр Титков.
Александр, вы – идеальный герой для старта рубрики, потому что в вашем лице, по сути, пересекается деятельность двух НКО – фонда «Доброе дело» из Ростова-на-Дону, где работаете, и БДФ «Виктория» из Москвы, где проходили обучающий курс. Расскажете на своем примере, какой эффект, когда НКО взаимодействуют?
– Во-первых, спасибо за то, что пригласили на интервью, а, во-вторых, хочу немного вас поправить – в фонде «Виктория» я проходил не один курс, а сразу несколько, и это, не говоря о Клубах развития компетенций и ресурсной группе, участником которой являюсь. Возвращаясь же к вопросу про НКО… Взаимодействие организаций некоммерческого сектора — это всегда про взаимовыручку и расширение возможностей. И, конечно, про обмен опытом и знаниями, постоянное повышение квалификации, что я как раз и ощутил на себе, проходя обучающие программы фонда «Виктория». И, кстати, пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность за них. Мне нравится, как формат обучения, так и его наполнение. Отдельное спасибо всем спикерам за их работу и подачу материала!


11 лет в рамках программы «Развитие. Рост. Перспектива» занимаемся обучением коллег со всей России, но всегда ценно услышать добрые слова лично! А можете рассказать, что оказалось ценным для вас? Какие техники пригодились в работе?
– Если говорить о самых ценных инструментах, которые я получил в процессе обучения, то, наверное, это программы тренингов для подростков. Незабываемый опыт. Мы с коллегами провели 4 тренинга на темы жизнестойкости и временных перспектив. Каждый раз это было что-то особенное, поскольку участие в таких мероприятиях действительно меняет жизни людей. Ребята из первой группы почти все уже стали совершеннолетними, но мы поддерживаем связь. И мне очень нравится то, как наши занятия повлияли на них.
Можете рассказать историю конкретного подростка?
– У одной из девочек, участвовавшей в тренинге, были проблемы в взаимоотношениях с родителями, трудности в обучении, уходы из дома. В процессе занятий она стала негласным лидером группы, создавала атмосферу, задавала тон занятий, очень активно включалась в упражнения. И вот прошло три года, мы поддерживаем связь с ней и ее большой (шестеро детей!) семьей. И я не перестаю восхищаться тем, что она делает сейчас: учится на юриста, летом подрабатывает официанткой на море, с родителями отношения отличные, куча планов, еще и к нам в фонд приходит помогать как волонтер.
Какой наглядный пример о ценности работы НКО! А как вы попали в профессию?
– Совершенно неожиданно для себя. Я как раз заканчивал магистратуру по направлению клинической психологии и узнал про вакансию в фонде «Доброе дело». Решил, что это может быть интересно, прошёл собеседование – и вот я тут уже четвертый год.
А в себе чувствуете изменения? Какие качества за время работы пришлось развить?
– Безусловно. Выросли способность налаживания контакта с людьми и внимательность к деталям. Без первого в принципе тяжело работать в профессии, где в основе – общение. А внимательность позволяет видеть чуточку больше, чем есть на поверхности.

А если посмотреть таким взглядом вокруг, есть особенности работы в регионе?
– Работы непочатый край. Имею в виду, что в региональных центрах таких, как Ростов-на-Дону, есть помогающие организации, их много, они взаимодействуют, налажены связи, но, если углубиться в область, в города поменьше, поселки, деревни, там ресурсов значительно меньше. Порой семьи, которым нужна помощь, просто не могут добраться до организаций, оказывающих ее, или даже не знают об их существовании.
С чем сталкиваетесь, когда добираетесь туда, чтобы оказать помощь?
– У нас сейчас в работе есть случай, где мама в одиночку воспитывает 6-летнюю дочь с особенностями развития. Живут очень скромно, экономят на всем. У мамы есть свое хозяйство: курочки, утки, козочки и т.д. Оно и спасает. Но вдруг вопрос встал ребром – девочку понадобилось положить в больницу. Мама, конечно, с ней. А как быть с животными? Попросили присмотреть соседку. Но средств на корма-то нет! Вот тут-то и подключились мы – искали эти корма. Нашли – и все сложилось.
А это уже история про взаимодействие не только НКО, но и людей в целом –обыкновенное чудо, без которого «рядового Райана» не спасти…
– Всегда проще, когда есть кто-то, кто готов помочь. А НКО ценны тем, что в них отзывчивые люди. И поэтому таких историй, где объединяются, знаю много. Ну вот, например, наши местные организации, оказывающие помощь вынужденным переселенцам. Наш фонд тоже оказывает такую, но некоторыми вещами, например, реабилитацией лиц с ОВЗ, мы не занимаемся. Но знаем, у кого есть такие программы, сразу направляем туда. Или коллеги из некоммерческого сектора, которые, так сказать, “подхватывали”, брали в работу наших клиентов, сменивших место жительства, регион. Вот пример. Два года назад у нас в работе фонда была мама с младенцем. Не могу рассказать о всех нюансах, но риск социального сиротства там был высокий. Мы вели эту семью, старались делать все, что в наших силах, но в какой-то момент женщина вместе с ребенком, не предупредив нас, уехала и перестала выходить на связь. Благо, что спустя неделю, с нами связались люди из благотворительной организации, занимающейся профилактикой социального сиротства на территории Республики Калмыкия, и сообщили, что с мамой и ребенком все в порядке, они взяли их к себе на сопровождение по месту жительства. И таких историй много. И да, они возможны только там, где мы заодно.

Руководитель программы «Развитие. Рост. Перспектива» БДФ «Виктория» Ольга Широких:
«Наша дружба с коллегами их «Доброго дела» – это не просто партнерские отношения между коллегами по сектору. Это то, что можно назвать «люди одной крови». С каждым из них – и с их прекрасным руководителем – Татьяной Аладашвили, и с любым из сотрудников мы будто говорим на одном «профессиональном языке», нисколько не сомневаясь в ценностях друг друга и в том, почему мы занимаемся поддержкой детей и семей.
Коллеги ведут сложнейшие кейсы, порой вытаскивая семьи из критических ситуаций и действительно являются хранителями самого ценного и самого нужного каждому человеку – его родной семьи.
Очень горжусь этой дружбой и хочу пожелать Александру и всей команде «Доброго дела» бесконечного источника сил и энергии для дальнейшей работы.