Истории и статьи

Тайна и правда усыновления. Нужно ли говорить ребенку о его появлении в семье?

Как возникло понятие “тайна усыновления” и что отвечать, если ребенок задаёт вопросы о том, как он родился – рассказывает клинический психолог Дмитрий Кузнецов.

03.05.2023 · Истории и статьи - Новости фонда - Для семей

Прежде чем мы перейдем к вопросам, заявленным в названии, нам важно определиться с терминами и понятиями. 

Усыновление – форма семейного устройства несовершеннолетних детей, которые остались без родительского попечения (ст. 124 Семейного кодекса РФ). Решение об усыновлении устанавливается решением суда.  Усыновленный ребенок приравнивается во всех правах к кровному ребенку, является полноценным членом семьи. 

Тайна усыновления – это запрет на разглашение любой информации об усыновлении или удочерении ребенка. Согласно ст. 139 Семейного кодекса РФ и ст. 155 Уголовного кодекса РФ тайна усыновления охраняется законом, и лица, разгласившие ее, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Разглашение тайны усыновления возможно только с разрешения усыновителей.

Давайте обратимся к истории возникновения тайны усыновления, зачем она была нужна и какие функции выполняла в разные временные периоды. 

В российском дореволюционном законодательстве 1870 года тайна усыновления не была предусмотрена, и суды проходили открыто. Само усыновление зависело от сословия приёмных родителей, а фамилию усыновленному можно было передать, только если он не пользовался большими правами состояния сравнительно с усыновителем. Передача потомственным дворянином своей фамилии усыновленному была возможна только с разрешения императора. Очень важно, что усыновленный не освобождался от обязанностей по отношению к его природным родителям и сохранял право наследования после них.

После 1917 года число детей, оставшихся без попечения родителей, выросло в связи с гражданской войной и появлением беженцев. В те же года появились специализированные учреждения для детей. 

В 1918 году был принят Кодекс законов РСФСР, в котором была статья 183 КЗАГС о недопущении усыновления ни кровных детей, ни чужих детей. Была принята эта статья в связи с тем, что усыновление могло выступать прикрытием эксплуатации детского труда и лишить ребенка возможности получения наследования от кровных родителей.

В 1926 году был разработан новый кодекс о браке, семье и опеке, в котором появился раздел о возможности усыновления. По мнению историков, появление тайны усыновления позволяло защитить ребенка от осуждения обществом за деятельность их родителей. Тогда же разделяли братьев и сестер, меняли фамилии. В 1938 году НКВД разрешило передавать детей репрессированных родителей в семьи благонадёжных родственников. 

В 1943 году был издан указ об усыновлении, по которому усыновители могли быть записаны в активных книгах о рождении в качестве родителей усыновленных, вследствие чего, связь усыновленного ребенка и кровных родителей прекращалась. Так же были случаи одинокого родительства. Это дети, рождённые вне брака или вследствие насильственных актов.

Таким образом, можно наблюдать, что тайна усыновления существовала не всегда. Более того, появился он отнюдь не благодаря каким-то радужным событиям в истории нашей страны, и выполняла функцию защиты прав ребенка в обществе и ограничения притеснения по независящим от ребенка обстоятельств.  И, анализируя исторический опыт, действительно можно отметить, что одной из основных функций усыновления является защита ребенка. 

В актуальное время важным является понимание от кого скрывается правда и история появления ребёнка в семье: от ребёнка, от расширенной семьи или социума. Когда это скрывается намеренно от ребёнка, то можно заметить, что чаще всего это обусловлено страхами усыновителей «а вдруг он узнает, что мы не кровные родители и захочет жить с ними», «потеряем авторитет и значимость перед ребенком», «ребенок перестанет слушаться», «это нанесет ему травму», «ребенок перестанет нас любить», «к нему будут плохо относиться другие» и т.д. Страхи, безусловно, не появляются на пустом месте и что-то есть в жизненном опыте родителей, который порождает различные опасения. 

Существует представление, что получится сохранить тайну от ребёнка на протяжении его жизни или большей ее части, и в этом случае фокусировка идёт на сам результат, но не на процесс, который требует много сил. 

Оберегать тайну – это большой труд, ведь каждый раз при столкновении с темой истории ребёнка усыновитель активизирует свой контроль за своим поведением и формулировках фраз, что требует сил. Сбор анамнеза у врача, хранение документов о решении суда, простые вопросы ребенка «как я родился» требуют напряжения и контроля, всё это может замечаться ребёнком – «как-то мама или папа странно себя ведут, когда мы говорим о…»

У усыновителя может получиться самому сохранить тайну и контролировать себя, но это может не получиться у окружающих – из разных побуждений или абсолютно случайно кто-то может рассказать ребёнку о его истории появления в семье. Проконтролировать всех не получиться.

А что же с отношениями между родителем и ребёнком? Получается, часть построения отношений выстраиваются на лжи? Может существовать представление, что в данном случае это ложь во благо, но даже в таком случае ложь остается ложью. Будто появляется место в отношениях, в которых создана преграда. Доверительные отношения между родителями и детьми являются основой прочных и близких взаимоотношений. 

А как это для ребёнка? Одним из важных аспектов самоопределения является понимание «Откуда я появился на этот свет». Возможно этот вопрос звучит странно, но это в том случае, когда на него есть чёткий ответ. В случае спонтанного раскрытия тайны ставится под вопрос сложившиеся представления о мире, о семье и о себе. Теряются ориентиры, кому можно доверять, если самые близкие и важные люди мне врали? А чему меня учили и рассказывали – это правда или нет? А что тогда добро, а что такое зло?..

Чем позже случается раскрытие тайны, тем это больший стресс и тем больше появляется вопросов, требующих пересмотра и переоценки. В случае, когда ребенок знает о своей истории формируется опора, от которой можно отталкиваться, чтобы развиваться. Чем раньше ребёнок знакомится со своей историей, тем проще это воспринимается. С этой информацией он растёт и развивается, его история становится частью его жизни и информация не кажется такой болезненной, как представляется это взрослым. Ребёнок думает: «Да, у меня двое родителей, одни меня родили, от них у меня цвет глаз, красота, здоровье, другие родители меня воспитывают, от них у меня умение любить, заботится, говорить». 


Тогда как и когда говорить ребенку о его истории появления в семье?
Чем раньше, тем лучше. 

В тот момент, когда вы будете готовы и будете чувствовать, что вы становитесь значимыми для ребёнка (появится доверие). Если ребенок задаёт вопросы о том, как он родился, то говорить правду, в том формате, который доступен для его понимания. 

Если это грудной ребенок, то можно начинать говорить ему с самого раннего возраста.  Да, он ваши слова не поймёт, но вы сможете научиться и потренироваться говорить об этом с ребёнком. Для вас это будет обыкновенным и для него потом тоже. Если ребёнок старше, то можно его подготовить с помощью сказок, создать представление о том, что так бывает, когда у ребёнка двое родителей, а потом в соответствии со способностью воспринимать и анализировать информацию подбирать слова для ребёнка. 

Примеры сказок: «Сказки про Марту», «Мама для мамонтенка» «Птица найденыш». Перед чтением их ребёнку, важно прочитать сказки самостоятельно.

Не говорить или говорить ребёнку о его истории – это взвешенное и ответственное решение усыновителя! С последствиями каждого решения придётся столкнуться. В начале мы с вами говорили о функции тайны – это защита. Сейчас хочется задать вопрос: в актуальное время тайна усыновления — это защита кого, родителя или ребёнка? 

Один из базовых принципов доверительных и близких взаимоотношений между родителем и ребёнком – это честность и открытость, а поддержание тайны усыновления не позволяет достичь этого в полной мере. 

Прежде, чем принять решение и начать говорить с ребёнком о его истории, можно ознакомиться с литературой, которая поможет найти ответы на вопросы и глубже погрузиться в тему:

1. Петрановская Л.В. «Дитя двух семей. Приемный ребенок в семье».».

2. Бетси Кифер и Джейн И. Скулер «Как рассказать правду, усыновленному или приемному ребенку

Автор: Дмитрий Кузнецов, психолог БДФ “Виктория”,
ведущий «Школы приемных родителей», клинический психолог

Ваше пожертвование помогает детям-сиротам воспитываться в семьях

Благодаря Вашей поддержке мы сможем продолжать работать над тем, чтобы у детей были родители.

Укажите сумму между и
Укажите ваше имя
Укажите email в формате ivan@address.com
Укажите телефон в формате +7(495)123-45-67
Ваше согласие с условиями необходимо
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности