Пандемия вызвала невероятный спрос на домашних питомцев. Почти четверть россиян во время карантина завели домашних животных. Первое место по популярности уже на протяжении многих лет занимают кошки, второе место досталось собакам, а третье – аквариумным рыбкам. Лишь у 23% опрошенных нет домашних питомцев. Особенно приятно отметить, что многие взяли зверят из приютов: согласно опросу «Сбербанк страхование» 32% владельцев кошек подобрали их на улице, еще 7% взяли животных из приюта. По одному из них живет у 37% россиян, два – у 24%, три и больше – у 17%.
Долгосрочных исследований на тему влияния домашних животных на развитие ребенка в настоящее время крайне мало. Но что можно сказать точно, наблюдая за семьями, находящимися на сопровождении Фонда, так это то, что домашние питомцы становятся частью семьи и явно влияют на ее функционирование. Почти у всех семей есть домашние животные: рыбки, кошки, собаки, крысы, черепашки.
74% россиян утверждают, что во время изоляции появление нового друга стало действенной психологической разгрузкой. Утверждение, что домашние животные помогают снять стресс, справедливо и для семей нашего Фонда. Некоторые собаки и кошки успокаивают родителей и детей, когда те сильно переживают или нервничают. А бывает даже домашний питомец «нашкодит» и привлечет к себе негодование родителей, становясь «громоотводом», снижая эмоциональную нагрузку, если, например, гнев родителя был направлен на ребенка, получившего двойку или устроившего кавардак в комнате.
Ни для кого не секрет, что дети учатся у своих родителей манере общения и выражению своих эмоций. Старшие дети «репетируют» усвоенное на младших братьях и сестрах, а также на домашних животных, что особенно хорошо для семей с единственным ребенком. Дитё учится заботе, состраданию и уходу. Таким образом ребенок развивает свой эмоциональный интеллект. Домашний питомец действительно становится членом семьи.
Есть предположение и исследования, указывающие на то, что домашних животных заводят в семьях в период нормативных семейных кризисов, когда повышается уровень тревожности. Дети выходят из семьи и начинают самостоятельно развиваться в социуме – в школе, в подростковых группах по интересам. Часто в это время в семье появляется домашнее животное, с которым устанавливается эмоциональная связь. Заботы о нем помогают родителям немного отпустить подросшее дитя и дать ему больше свободы и самостоятельности, что снижает общую семейную тревогу в эти периоды.
Общение с природой в жизни мегаполиса – дефицитная и нужная возможность для сохранения психического благополучия. Владельцы собак выходят из квартир, проводят время на свежем воздухе, повышается частота социального взаимодействия с людьми, в том числе хозяевами других собак, расширяется круг общения. В Москве появились кото-кафе, где можно коротать время в обществе кошек, а также есть контактные зоопарки, где можно общаться с животными и даже покормить их.
Люди отмечают, что домашние питомцы помогают пережить стресс, скрашивают одиночество. Мы можем делиться с ними своими чувствами, а они нас не осудят и никому о наших переживаниях не расскажут. Питомцы искренне радуются своим хозяевам, у них нет свойственных людям двойных посланий: когда человек расстроен, но улыбается или думает одно, а говорит другое.
Чему точно учат домашние животные – это ответственности за тех, кого приручили. Ведь домашние питомцы не могут сказать нам по-человечьи, что их не устраивает – приходится быть внимательным, проявлять эмпатию и учиться распознавать сигналы от животного.
«Я, например, при детях люблю озвучивать домашних питомцев в определенных ситуациях: «если бы животное могло говорить, что бы оно сказало». Дети это подхватывают и повторяют. Получается диалог и воспитывается бережное отношение к животному. Питомец не умеет говорить, но, как нам кажется, умеет слушать, а присутствие немого слушателя в разных трудных ситуациях, когда не все можешь рассказать родителям – что часто случается у подростков – оказывается очень целебным,» – рассказывает психолог Фонда Исаева Инна. – Недаром появились такие направления в психологии и медицинской реабилитации, как пет-терапия. Многие знают и на себе опробовали дельфинотерапию и канистерапию. Список положительного влияния домашних питомцев на семью можно продолжать бесконечно. Конечно, есть и обратная сторона медали – может возникнуть аллергия, например. Поэтому родители должны ответственно подходить к «приглашению в семью» домашних животных. И, конечно, важно установление границ и понимание, что животное требует уважения и заботы, но это животное, его неправильно наделять ролью ребенка или главного в семье, но это уже совсем другая история.
Материал подготовлен на основании статьи психолога Фонда Исаевой Инны
Использованная литература:
1. Барбара Баумгартнер, нарративный терапевт (Ванкувер, Канада) ЖИВОТНЫЕ В ДОМЕ: ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ СМЫСЛА ОТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ С ЭТИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ (1Baumgartner B. Re-membering pets: Documenting the meaning of people’s relationships with these family members. Explorations: An E-Journal of Narrative Practice. 2010, 2, 50–71. www.dulwichcen-tre.com.au/explorations-2010-2-barbara-baumgartner.pdf.
2. Животные-домашние питомцы как элементы семейной системы: взгляд с точки зрения Теории Семейных Систем М. Боуэна (Е.Ю. Федорович, А.Я. Варга МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, г. Москва ** Институт Практической Психологии и Психоанализа, кафедра системной семейной психотерапии, г. Москва https://baskina.com/archives/500
3. Федорович Е. Ю., Варга А. Я., Митина О. В. Появление в семье домашних питомцев в зависимости от возраста детей//Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.77-92 http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=6091