Татьяна Дмитриевна, педагог Детской деревни «Виктория», всю свою жизнь посвятила обучению детей и никогда не переставала учиться, даже когда стала преподавателем высшей квалификационной категории и получила звание «Учитель года» города Армавира. Коллеги называют ее «педагогом от Бога». Она же не перестает восхищаться, какие удивительные дети ей достались в ученики, и говорит, что не было бы такого результата, если бы не их желание все знать.
Непрерывный стаж
Смеяться будете: в педагогику меня привело то, что ворота были дома хорошие. Мне на них мелом удобно было писать в детстве. Приехал как-то дедушка – мне тогда лет 12 было – и сказал: «Учительница». Все детство играла с куклами в тетрадки. Тогда уже знала, кем буду.
Когда я получила диплом «преподаватель начальных классов» в Усть-Лабинском педагогическом училище, сразу пошла работать в школу лаборантом и параллельно начала учиться на филологическом факультете Армавирского педагогического университета. Так вот с 2004 года у меня непрерывный педагогический стаж. Я работала и преподавателем начальных классов, и преподавателем русского языка и литературы в 7 – 11 классах. Последние три с половиной года я занимаюсь домашним обучением в Детской деревне «Виктория» – тут уж пришлось изучить все школьные предметы до 7 класса.
Мой первый опыт в качестве домашнего педагога начался с помощи двум семьям, взявшим под опеку детей школьного возраста. Началось все с Лёши Б., который пришел в семью, когда ему было 13 лет. Учился в начальной школе. Поначалу было сложно – про таких ребят говорят «проблемные». Подружились и за год с ним два класса закончили, потом в удвоенном темпе наверстывали упущенное. Выпустила я его в школу со спокойной душой, учился на одни пятерки.
Позже в моей жизни неожиданно появились Марина и Андрей. Я собиралась идти работать в частную школу в Армавире, уже отдала туда документы, но тут раздался звонок из Детской деревни. Когда я узнала об истории детей, о том, какая помощь им нужна, решила с частной школой погодить.
Когда только начала с ними заниматься, хваталась за голову. Такой возраст, а надо весь объем с нуля давать. Зачем, думаю, я взялась за это: такая ответственность. С другой стороны – интересно, как все разложить по полочкам, какой будет результат. Да и получить уникальный опыт по семейному обучению – тоже мотивация хоть куда.
«Смогу ли я»
Детки – четыре брата и сестра – поселились в Деревне четыре года назад. Когда я пришла с ними знакомиться, история их жизни меня в шок повергла. До того, как дети попали в приемную семью, он жили с кровными родителями очень замкнуто, никогда не ходили в садик, в школу, не бывали в поликлинике. Никакой мотивации к учебе, к чему-то новому. Младшие братики – дошколята – нуждались в реабилитации: здоровье и развитие. Старших – по возрасту учеников средней школы – нужно было начинать учить с нуля и социально адаптировать. Дети рассказывали, что с внешним миром почти не соприкасались, пища была скудной, мылись холодной водой. Росли они в спартанских условиях.
Такое у меня первый раз. Помню свои эмоции: «как такое может быть» и «смогу ли я». Марина с Андреем просто переваривали, куда попали и как им тут будет житься, а маленькие трое ничего не понимали – серьезное отставание в развитии.
Индивидуальный подход
Думаю, что если бы не Деревня, то родители были бы не в состоянии справится с такой нагрузкой: нанимать преподавателей, психологов, логопедов. Маленькие требуют много сил и средств на лечение. Когда болели – с ними в больницах лежали. Сейчас уже все нормализовалось, а поначалу всем очень сложно было.
Я тесно работала с психологами Олей и Леной, чтобы правильный подход к Андрею с Мариной нащупать. Тамара Викторовна, менеджер программы приемного родительства, меня постоянно консультировала, обсуждали тонкие моменты. С руководителем фонда, Татьяной Дмитриевной, планировали, как все лучше для детей устроить. Поначалу все тревожились, как обеспечить ребятам комфортную адаптацию, учебу.
В чем плюсы Деревни – тут каждый ребенок рассматривается в отдельности, не важно сколько сразу братьев и сестер пришли в семью. К каждому индивидуальный подход.
С тех пор произошли кардинальные изменения. Я в их семье почти каждый день, поэтому улучшение происходит на моих глазах. Сейчас все дети прикреплены к поликлиникам, диспансерам. Младших родители возят в Краснодар на лечение, а в Деревне их ведут логопеды и психологи. Дошколята стали понемногу разговаривать и научились себя обслуживать за столом, в туалете, могут уже одеться, обуться: а это много значит. Старшие начали посещать школу и добиваются удивительных результатов. Родители оборудовали отдельную комнату для занятий, накупили всего, что нужно для учебы и даже больше. У Андрея с Мариной больше словарей и справочников, чему у других детей. Плюс библиотека Детской деревни в помощь.
Две сложности
Основная педагогическая сложность была в том, как правильно сжать большой объем информации и преподать его детям. «Знать» и «уметь преподать» — это разные вещи. Переживала, что у них будет каша в голове. Ставила себя на их место и думала, а вот если бы мне так, то как бы я это поняла и усвоила? Постоянно примеряла ситуацию к себе.
Еще сложность была в том, что никто в нашем городе не работал в системе семейного образования. Во всех школах говорят, что есть домашнее обучение, например, когда дети болеют и их надо учить на дому, но вот такого опыта в городе нет – не написано, как это делать.
Я понимала, что нужно разрабатывать программу и план интенсивного обучения: нужно же не просто по учебнику вперед и вперед идти, а сжато объединить все дисциплины в одно целое и наметить сроки, за которые дети должны пройти материал.
У нас в городе есть институт усовершенствования, там работает заслуженный учитель Кубани, Толстошеев Евгений Викторович – с ним я и консультировалась. Нарисовали сетку занятий, а потом сама ее по часам разбила. В течение года у меня в голове пазл по частям собирался: какой должна быть программа интенсивного домашнего обучения.
Год за два
Некоторые темы из учебного плана я объединила, какие-то – сжала. Сжать – это не значит выкинуть. Это обобщение чего-то. При этом проверяла, как усваивается сжатый материал: составляла специальные тесты, которые охватывали всю тему. Это помогало увидеть, есть ли пробел.
Я вообще по натуре человек гибкий, могу трансформироваться. Поскольку я преподаватель начальных классов и литературы в 7-11 классах, то мне пришлось еще изучать математику, географию и биологию. К учителям в школу ходила консультировалась. Вместе с детьми чему-то училась: например, теперь с Андреем умеем географическую широту и долготу определять. Мы с ними и в деревню ходили, уроки окружающего мира проводили, в микроскоп рассматривали клеточное строение растений. Знаете, как интересно было!
С Мариной мы начали учиться по программе 1 класса: в 12 лет она не умела читать и писать. Поначалу ей все неинтересно было. Научились читать – пересказать не могла, только на вопросы отвечала. Потом огонек интереса затеплился. Сейчас уже всему научилась, даже числа в пределах миллиона складывает. Единственно в чем сложность – чтобы запомнить, ей нужно несколько раз объяснять. Но когда у нее закрепляется картинка в голове – она задачи решает на ура. В этом году уже пойдет в 5 класс. Девочка такая требовательная к себе! Если вдруг ошибку сделает, то для нее это как пятно на белой блузке: она вплоть до того, что лист вырвет, несколько раз будет переписывать.
Андрей начал учиться еще в Центре семейного устройства, где дети провели несколько месяцев. В 13 лет он был аттестован за 1 и 2 класс. Когда мы с ним приступили к программе 3 класса, поняла, что есть пробелы в знании математики и литературы, за месяц наверстали. В прошлом году Андрей на отлично экстерном закончил 3 и 4 класс. В сентябре этого года он уже пойдет школу в 7 класс. Андрей очень способный. Конечно, он понимает, что в этом году должен был бы уже идти в 10 класс, поэтому замотивирован на интенсивную учебу.
У нас установился очень хороший контакт со школой, на базе которой мы проходим аттестацию, к детям очень хорошо относятся. С марта по май Андрей и Марина проходили там социальную адаптацию: ходили на выборочные уроки, чтобы научиться контактировать с учителями и одноклассниками. Потом они провели в школе целых три дня: занимались, ходили в столовую, играли на переменках. Теперь готовы и, главное, хотят идти в школу.
Мотивация
Дети втянулись в учебу, как увидели результаты своих трудов. Когда Андрей аттестовался за 3 класс в декабре 2020 на «отлично», он поверил в себя, воспрял духом. Теперь – только вперед. В Деревне очень хорошая библиотека. Завели читательский дневник. Начали расширять словарный запас.
Андрей начал взахлеб читать: перечитал почти все – не только художественную, но и научную литературу. Очень любит читать о разных странах. У него способность к иностранным языкам: когда ходил в школу на адаптацию, учителя говорили, что другие школьники не знают английский язык так, как Андрей. Очень нравится ему в тематических кабинетах заниматься, где можно муляжи рассмотреть, макеты потрогать. Карты любит рассматривать в кабинете географии.
Сами дети все делают без понукания родителей. Такие вот они. Родители сейчас так загружены хороводом маленьких детей, что делать уроки со старшими они не в состоянии. Если Марише что-то непонятно, то Андрей ей подсказывает. В семье еще есть детки школьного возраста, так они и им помогают. Удивительные ребята: как они смогли совершить такой рывок?!
Главное – отношение
Дети понимают, что им нужны знания, но, думаю, что для них не менее важны добрые отношения. Хочется дать им не только учебный материал, но и ласку, которой они были лишены в родной семье. Вот прихожу утром к ним домой, смотрю – Марина расчесывается. Говорю: «Мариша, давай я тебе заплету», а она: «Давайте, Татьяна Дмитриевна!». Это, кажется, мелочи, но так я могу выразить свое отношение, и дети это чувствуют.
В прошлом году приглашали батюшку: покрестили 15 детей. Для Андрея я стала крестной мамой. Теперь, когда ко мне приходит, называет меня «крестная мама». Он и Марина ходят с родителями в церковь, причащаются. Для него это важно. Когда мы с ним изучали материал за 4 класс, там был предмет о религии. Мы обсуждали, что значит вера в Бога, что крестик – это не украшение, который ребенку на шею повесили. Андрей и Библию изучал. В прошлом году попал в больницу, спрашивал: «Что мне почитать? Может Библию?».
Много мы разных моментов пережили, разговаривали о жизни, о будущем. Обращала внимание, что Андрей называет приемных родителей «тетя Оля» и «дядя Саша». Как-то раз завела разговор, что «Ласкова телятка двух маток сосет». Я ему говорю: «Есть у тебя кровные родители, это так, но и люди, с которыми ты два года живешь, – близкие уже тебе, названные отец и мать. Вы теперь и их детки, они свою жизнь с вашей связали: ты всегда можешь чувствовать их заботу, защиту и любовь». Поговорили, а через какое-то время, когда у нас закончился урок, спускаемся со второго этажа, Андрей идет к Ольге Григорьевне и зовет «мама». Она на кухне готовила, кто-то позвонил ей в этот момент, так она трубку уронила, обернулась к Андрею да заплакала, прижала к себе со словами «ты ж мой сынок». Я это видела, тоже плакала. Как не заплакать, когда ребенок, которому 15 лет, переживший столько всякого, подходит к тебе и мамой называет. Так и стал Ольгу Григорьевну и Александра Николаевича называть мамой и папой. Так они счастливы этому!
Никогда бы вы в жизни я не испытали таких удивительных чувств, не продумала столько мыслей о детях и родителях, не попади я в Детскую деревню.
Особый подход учителя
Три правила у меня ест. Первое – у учителя не должно быть конфликтов с детьми и родителями. Второе – важно не просто учить, но участвовать в воспитании, быть вместе. Разговаривать с детьми после уроков, ездить на экскурсии, ходить в зоопарк, например. Моим первым ученикам уже по 30 лет, а они и сейчас ко мне приезжают, поздравляют, вспоминают.
Третье – основное. Сердце говорит, что ребенка надо понять, полюбить, а потом знания вкладывать. Дети чувствую, когда к ним хорошо относишься. Когда уважаешь их, говоришь не как взрослый с ребенком, свысока, а как человек с человеком. Начинают тебе открываться, рассказывают о себе, доверяют. Когда ребенок доверяет – он развивается.
______________________
Имена подопечных Детской деревни «Виктория» изменены.