С этим вопросом мы обратились в преддверии Международного дня защиты детей к своим подопечным в возрасте от 7 до 18 лет. С помощью воспитанников приемных семей, участников программ и проектов фонда получилось создать простой рецепт детского счастья – это близкие рядом, которым доверяешь и с которыми можно интересно проводить время и общаться.
Психологи и специалисты фонда обсудили с ребятами из Детской деревни «Виктория» в Армавире, а также участниками программ и проектов фонда три вопроса – что ребёнку нужно для счастья, что им особенно нравится делать с семьёй и что взрослые могут сделать, чтобы дети были счастливы? Ответы 24 детей в возрасте от 7 до 18 лет покажутся, вероятно, многим неожиданными, но они очевидны НКО, которые работают в сфере защиты детства, и детским психологам.
Сейчас довольно часто можно услышать от взрослых, что современным детям ничего не нужно, кроме гаджетов и соцсетей. Но, как и прежде, в нашу цифровую эпоху ребёнку нужны любовь и внимание близких людей. Очень ярко об этом сказал Денис, 15 лет: «Что нужно? Сейчас я вам расскажу! Реальное участие, внимание к интересам и переживаниям ребёнка. Гулять вместе. Почему дети зависают в телефонах? Потому что у них мало внимания от родителей. Когда ребенок вместе с родителями, он получает внимание от них, а не из телефона”. С ним согласны большинство участников опроса о детском счастье.
Опрос* показал, что для того, чтобы быть счастливыми:
50% детей нужна семья, близкие люди, которые всегда рядом;
42% детей важно, чтобы все получалось в учебе, любимых занятиях и сбывались мечты;
38% детей значимы подарки как один из вариантов проявления внимания;
20% детей важны ощущение самостоятельности, свободы выбора.
«Ребёнку нужно не так много. У него должно быть личное пространство. Его должны окружать люди, которым он доверяет – друзья и взрослые. Свободное время для себя», – говорит 12-летняя участница проекта «Хорошие отношения».
50% ребят готовы на любые занятия вместе с семьей и близкими взрослыми – главное, чтобы вместе. В лидеры занятий вместе «с семьей» вышли:
- прогулки и путешествия (71%);
- игры и разделяемые увлечения (63%);
- общение (38%).
«Чтобы ребёнку было хорошо в семье, нужно почаще проводить время с ребёнком. Отпускать гулять. Когда ребёнок расстроен, спросить его: «Что случилось?», а если он отвечать не хочет, то оставить в покое. Когда проплачешься, становится легче и все равно рассказываешь» — это мнение 15-летней собеседницы.
Главное, чего ждут дети от близких взрослых – любовь, забота и внимание, пусть даже через подарки, Lego и сладости (63%), уважение – понимание и поддержка, способность слышать и принимать точку зрения ребёнка (38%). На третьем месте – пожелание не ругаться, меньше придираться по мелочам (21%), то есть – позитивное общение и все та же способность к пониманию. Лишь трое ребят ответили, что им важны деньги, определенные вещи.
Психологи считают, что такой результат закономерен: для полноценного развития ребёнка постоянное взаимодействие со значимы взрослыми – жизненная необходимость. Именно так ребенок усваивает модели поведения и социализируется, получает опыт осознанного родительства, становится самостоятельным и самодостаточным.
«Наш 16-летний опыт работы с самыми разными детьми и семьями показывает, что одно из главных условий благополучия ребёнка – это позитивное взаимодействие с близким человеком, взрослым. В разных жизненных ситуациях детям важно ощущать поддержку, понимать, что их услышат. Именно поэтому наши программы в Москве и Армавире помогают родителям и детям находить общий язык, учат взрослых вместе со своим ребёнком преодолевать сложности», – комментирует Лада Двуреченская, ведущий психолог БДФ «Виктория».
Команда БДФ «Виктория» вместе со своими юными подопечными предлагает всем взрослым: участвуйте в жизни своего ребенка, развлекайтесь и готовьте ужин вместе, делитесь своими историями, слушайте, что для него важно, будьте внимательны. Именно это нужно детям для счастья.
_______
* Специалисты БДФ «Виктория» провели полуформализованный нерепрезентативный опрос в форме интервью с детьми в возрасте 7-18 лет в апреле-мае 2021 г. В анализе результатов учтены в том числе варианты ответов, данных детьми: один ребенок мог дать несколько вариантов ответа.