Наша «Школа принимающих семей «Арбат» продолжает работать с будущими усыновителями и опекунами по программе «Повышение жизнеспособности кандидатов в замещающие родители». Занятия проходят в интерактивном дистанционном режиме.
Мы стараемся помочь участникам посмотреть на свой потенциал как замещающего родителя со всех сторон. Помимо обучения на протяжении всей программы слушатели проходят психологическую диагностику. Традиционно они исследуют генограмму своей семьи, изучают родительские представления, способность к сочувствию и многие другие важные семейные и личностные показатели, чтобы оценить свою готовность стать замещающим родителем. В этом году мы впервые использовали еще и тест на определение жизнеспособности человека – определяли индивидуальные ресурсы и риски для потенциального приемного родителя. Кроме того, мы проводим семейные и индивидуальные консультации.
На предыдущих занятиях мы познакомили участников с актуальной ситуацией в стране и в Москве по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Обсудили страхи, ожидания и мотивацию самих кандидатов в приемные родители. Поговорили о возрастных особенностях детей, о том, как устроена семейная система и как она меняется с появлением ребенка. Разбирались с понятием «тайна усыновления». Рассказывали, как разговаривать с ребенком о его непростой судьбе и как взаимодействовать с кровными родственниками ребенка.
Мы глубоко прорабатывали самую эмоционально трудную тему: особенности детей-сирот. В ней много того, о чем часть будущих приемных семей не знает: нарушение развития привязанности ребенка ко взрослому, проявление депривации, проявление переживания горя и потери кровной семьи, влияние жестокого обращения на развитие и поведение детей.
Некоторые занятия вели приглашенные специалисты: юрист, генетик и врач-психиатр. Юрист говорил о законодательстве в области сиротства, о правилах взаимодействия со специалистами органов опеки, о документах, которые необходимы для оформления опеки или усыновления ребенка и оформления льгот и пособий. Генетик прояснил, как среда и генетика влияют на здоровье, развитие и поведение детей. Детский врач–психиатр разъяснил диагнозы, которые часто встречаются у детей, рассказал о графике вакцинации, проведении диспансеризации и психическом здоровье детей.
На ближайших занятиях в фокусе тема адаптации семьи и ребенка, особенности трудного поведения и как с ним быть, компетенции родителя и другие насущные для будущего замещающего родителя темы. А затем – аттестация.
Проект «Семья для ребенка» реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках грантового конкурса для НКО в социальной сфере «Москва – добрый город»
Фото: Приглашенный юрист Хухлина О.В.