12-14 октября в рамках очно-заочного курса «Технология работы с сетью социальных контактов» состоялся семинар «Проведение сетевых встреч». Это был первый в России опыт онлайн-обучения этой технологии.
Почему это должно нас удивлять в 2020 году? Причина – в самой технологии. Сетевая встреча – это общий сбор семьи, ее близких, друзей и специалистов, вовлеченных в проблемную ситуацию, где они вместе делятся своим пониманием проблемы и принимают решения. Два ведущих выполняют функции фасилитатора, стоя за кругом; рефлексивная команда время от времени включается и дает отклик на происходящее; участники спорят и ищут консенсус, иногда весьма бурно. Это можно моделировать в ролевой игре. Но получится ли это в Zoom, мы не знали.
Все получилось благодаря усилиям тренеров Ольги Евстешиной и Васанты Романовой и творческой работе группы. В начале семинара участники делились ожиданиями и опасениями. Ситуация пандемии и необходимость перейти в онлайн вызывали метафоры «хаоса» или «заморозки», но в первый же день удалось «вработаться». Многие участники отметили, что уже активно используют Карту социальных контактов в своей работе; затем на материале реальных случаев вспомнили навыки подготовки к сетевой встрече: выбор приглашенных, формулировку темы, процесс приглашения.
Ролевое моделирование встреч стало пространством для экспериментов. Участники отмечали, что дистанционное участие мешает чувствовать близость, но в то же время позволяет поддерживать друг друга альтернативными способами: «шептаться» в чате, посылать картинки. Итогом работы стал документ с рекомендациями по переносу встреч в онлайн. Получится ли это с реальными клиентами? Скорее всего, да, есть учесть технические и методические ограничения и возможности.
Технология работы с сетью социальных контактов основана на идее о том, что все мы являемся частью различных систем, и что мы подвержены их влиянию. Семья является наиболее важной системой для ребенка, но не единственной. Все системы должны включаться в работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации: родственники, детский сад или школа, друзья и соседи, специалисты. Эта технология позволяет изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и семьи, используя внутренний потенциал самой семьи. Практика работы включает в себя исследование социального окружения клиента и проведение сетевых встреч, объединяющих людей из его повседневного окружения и работающих с ним специалистов. Сетевые встречи позволяют обеспечить участие и учет мнения ребенка (подростка) в принятии решений, влияющих на его жизнь. Данная технология активно используется в Швеции, Финляндии, Норвегии, США в сферах социальной защиты и здравоохранения.
Семинар прошел в рамках проекта «Развитие. Рост. Перспектива: эффективные технологии и практики работы со сложными случаями»» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.