В рамках проекта «Ты сможешь» активно продолжаются мероприятия в дистанционном формате.
26 марта состоялся вебинар «Оценка рисков для ребенка и сильных сторон семьи» – третий вебинар по курсу «Инструментарий специалиста по работе с семьей: работа со случаем в ориентированном на решение подходе». Участники вебинара познакомились со структурой и содержанием инструмента для оценки риска “Признаки безопасности” (Signs of Safety), с историей его разработки. Им удалось потренироваться в заполнении формы: выделять и различать факторы риска и реализовавшийся риск, защитные факторы и сильные стороны семьи и подростка; использовать шкалирование для обсуждения степени безопасности подростка и “калибровки” разных точек зрения на случай.
- Подробное руководство по оценочной рамке “Признаки безопасности” представлено в пособии “Методики и инструменты для работы с детьми и семьями в трудной жизненной ситуации в ориентированном на решение подходе” https://victoriacf.ru/wp-content/uploads/2012/12/Instrumenty-dlya-sotsial-noj-raboty-v-ORKT.pdf
- Записи предыдущих вебинаров вы найдете на нашем You-Tube канале в плейлисте “Ты сможешь!” https://www.youtube.com/playlist?list=PLhVRxYJGR5ohACE5ijLPR99ORwu3Ec2Vk
01 апреля состоялось 9 занятие тренинга жизнестойкости в формате онлайн. Во время вынужденного карантина, который необходимо соблюдать по причине угрозы вируса, большое количество людей испытывает панику. Наша программа, в силу своих возможностей, старается поддерживать участников проекта, подростков и родителей. Надеемся, что прошедшее занятие на тему «Как не терять себя во время карантина», поможет ребятам удерживать психическое равновесие, подходить с пониманием к своему окружению.
Традиционно занятие началось с шеринга. Подростки поделились своими мыслями, чувствами, переживаниями в условиях самоизоляции. Кто-то из ребят испытывает шок и страх от информационного потока. Кому-то трудно удерживать сократившуюся с родителями, братьями и сестрами дистанцию. Кто-то оказался в ситуацию тотального родительского контроля с электронными заданиями и испытывает напряжение. Есть и те, кто-то испытывает постоянное тревожное ощущение, что заболеет. Подростков дезориентирует несоблюдение режима дня: сон до обеда; просматривание сериалов до утра.
Самой актуальной темой в сложившейся ситуации остается тема «Отношения с семьей». Ребята отвечали на вопросы из презентации, которые помогали прояснять, из-за чего им бывает сложно общаться с близкими. Стоит заметить, что многие брали ответственность за ряд конфликтов на себя. Например, «я не сдерживаюсь», «я пытаюсь продавить», «я принимаю близко к сердцу». Следующее задание «Как уцелеть в семейных отношениях» позволило участникам поделиться секретами мирного сосуществования в тесном семейном контакте. Эти способы стары как мир: совместное приготовление пищи; разделение домашних обязанностей; совместные просмотры фильмов и их обсуждение; настольные игры. А еще на нашем занятии родилась замечательная идея: помочь родителям, бабушкам и дедушкам освоить онлайн общение. Включенность в происходящее помогает развитию компонента жизнестойкости «вовлеченность», и у участников есть возможность проявить его в трудной ситуации карантина.
Чем больше понимания о моделях взаимоотношений между людьми, тем больше шансов на достижение мира в семье. Треугольник Карпмана – это самая распространенная модель. В таких отношениях присутствует желание доминировать, жалость к себе, оправдания. Счастья в таких отношениях нет. Поэтому мы решили познакомить подростков с этим треугольником. Ребята исследовали свои истории конфликтов в семье, примеряя роли контролера, жертвы, спасателя. Задание было направлено на развитие компонента жизнестойкости «контроль».
В продолжении тренинга были разобраны возможности психологической и физической поддержки себя, «компонент принятие риска». В презентации эта тема звучала так: «Отношения с собой в ситуации стресса». И снова ребята делились своим опытом и изучали чужой. Подростки получили поддерживающие рекомендации, которые помогут в нестабильное время сохранить спокойствие, развить новые качества, приобрести опыт.
Занятие закончилось игрой «Ассоциации», а финальным словом стало «счастье».
Мероприятия проводятся в рамках проекта «Ты сможешь! (Поддержка семей города Москвы, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитывающих детей подросткового возраста», реализуемого при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках грантового конкурса для НКО в социальной сфере «Москва – добрый город».