Автор: Антон Маслаков
Первый региональный конкурс «Лучшие социальные проекты юга России», организованный журналом «Эксперт ЮГ», показал, что активность некоммерческих организаций и бизнеса в регионе сконцентрирована на инициативах в сферах образования, культуры, спорта, а также поддержки незащищённых слоев населения.
Медиапроект «Социальные инвестиции юга России», реализуемый «Экспертом ЮГ» в партнёрстве с банком «Центр-инвест» и компанией «Амвэй», завершил свой первый этап. На победу в конкурсе социальных проектов в восьми номинациях претендует 66 проектов, но вне зависимости от имён лауреатов 2014 года уже ясно, что карта социальных инвестиций региона не укладывается в рамки традиционных представлений о благотворительности. Разнообразие форм и сфер приложения усилий субъектов социальных инвестиций говорит о заинтересованности общества в применении самого широкого спектра инструментов для решения актуальных проблем.
Правила игры
Региональный независимый конкурс «Лучшие социальные инвестиции юга России 2014», стартовавший в июле этого года, является частью ежегодного медиапроекта «Социальные инвестиции юга России», реализуемого журналом «Эксперт ЮГ». Проект в целом предполагает создание медийной инфраструктуры для освещения социальной активности — это конкурс с привлечением статусного экспертного совета, большая межрегиональная конференция, на которой будут презентоваться проекты и освещаться проблемы деятельности в этой сфере. Сам «Эксперт ЮГ» в этом году уже в третий раз выпускает приложение, посвящённое наиболее значимым социальным проектам, реализуемым в южных регионах.
Пока завершён первый этап — сбор заявок для участия в конкурсе. В соответствии с правилами, участие в нём могли принимать юридические лица — социально ответственные компании и некоммерческие организации, занимающиеся социальной деятельностью в регионах ЮФО и СКФО. Заявки принимались по восьми номинациям: «Экология», «Развитие городской среды и сервисов», «Помощь социально незащищённым слоям населения», «Поддержка образования и науки», «Поддержка спорта», «Поддержка культуры», «Профилактика болезней и создание здоровой среды» и «Поддержка семьи».
Всего было подано 66 заявок, и эта цифра превысила ожидания организаторов, особенно с учётом того, что подобный конкурс проводится на Юге впервые.
Естественно было ожидать, что наибольшую активность проявят общественные организации — так оно и произошло. Однако бизнес в этот раз представлен в конкурсе 27 заявками, то есть 40% благотворительной активности напрямую связана именно с инициативой предпринимателей. Следует отметить, что в части проектов региональные общественные организации и фонды также опираются на финансирование компаний, особенно при реализации долговременных крупных проектов. Так, строительство детской деревни «Виктория» в Краснодарском крае (первая строчка рейтинга крупнейших социальных проектов, участвующих в конкурсе, см. таблицу) было осуществлено в первую очередь за счёт финансирования ФК «Уралсиб». То есть участие бизнеса в благотворительных проектах достаточно обширно, и это важно, ведь за счёт собственных средств, частных пожертвований и волонтёрского труда общественными организациями могут быть реализованы только локальные проекты.
Раскрытие информации об объёме вложений в тот или иной социальный проект не было обязательным условием участия в конкурсе «Лучшие социальные инвестиции юга России», так что только в 36 заявках указывается точное финансирование. Но и этого достаточно, чтобы судить о вложениях в эту сферу социально ответственного бизнеса и общественных организаций. С учётом раскрываемых номинантами сумм объём инвестиций в рынок благотворительности на Юге за последние два года составляет порядка 384 млн рублей.
Благотворительность по-крупному
Большая часть заявок была подана организациями, работающими на территории Ростовской области и Краснодарского края; часть из них расширила реализацию своих программ на территорию других регионов ЮФО и СКФО. Наиболее привлекательными направлениями социальной деятельности являются поддержка образования и науки, а также поддержка спорта — в этих номинациях представлено по 13 проектов от общественных организаций и компаний (см. график). На третьем месте — помощь социально незащищённым слоям населения; а наименьшее количество заявок было подано в номинации «Профилактика болезней и создание здоровой среды». Такая скромная представленность этой сложной темы отчасти связана с тем, что данная номинация отчасти пересекается с другими — например, с поддержкой социально незащищённых слоёв населения.
В двадцатке крупнейших социальных проектов, реализуемых на юге России, распределение по приоритетным направлениям оказывается иным по сравнению с общей статистикой заявок конкурса. Наибольшие вложения пришлись за последние годы на сферы образования и культуры — эти области представлены в двадцатке пятью проектами каждая. Основные вложения в сфере культуры связаны с одним социальным проектом — «Историко-культурное наследие Кубани», реализуемым одноимённым некоммерческим партнёрством совместно с Фондом поддержки социальных инноваций Олега Дерипаски «Вольное Дело». Этот проект, реализуемый в течение десяти лет, занимает вторую строку рейтинга и вместе с уже упомянутым проектом детской деревни «Виктория» представляет основные инвестиции в сферу благотворительности.
Бизнес для общества
Впрочем, если из двадцатки крупнейших проектов убрать первые две строки, ситуация не претерпит серьёзных изменений в структуре распределения инвестиций — образование и культура по-прежнему будут приоритетными направлениями. Причём бизнес останется основным источником финансовой активности в этой сфере: из пяти заявок, поданных представителями этой части рынка, две занимают позиции в верхней части рейтинга.
Первый из таких проектов, интерактивный музей наук «Лабораториум», созданный в ноябре 2013 года, представляет собой центр образования, где дети получают новые научные знания в процессе игрового взаимодействия с интерактивными экспонатами. Социальная направленность и уникальный для южных регионов подход, заложенные в основу этого бизнеса, делают его значимым проектом с точки зрения образовательной инициативы. Ориентация на детскую и подростковую аудиторию позволяет организаторам «Лабораториума» реализовывать различные специальные программы, в том числе летние программы по технике и дизайну. По утверждению директора музея Екатерины Беляк , «Лабораториум» за время его существования посетило уже более 25 тысяч детей.
Другой проект, появившийся в южных регионах в этом году, — интернет-платформа «Радарио». Этот сервис ориентирован в первую очередь на театры и позволяет им самостоятельно организовывать систему продаж электронных билетов и расширять продажи за счёт партнёрской сети. Сервис работает на проценте с продаж и имеет в своём активе 450 партнёров в разных регионах страны. На Юге в проекте участвуют Ростовский независимый драматический театр, Ростовский областной академический молодежный театр, краснодарское независимое сообщество актеров «Один театр» и Новошахтинский драматический театр. Вложения в этот проект составили около 40 млн рублей.
Социальная ответственность бизнеса, таким образом, проявляется в создании новых ниш, заполнение которых оказывается значимым для общества. «Бизнес зачастую выступает партнёром в реализации социальных проектов, отвечая на потребности и запросы общества, — говорит представитель партнёра медиапроекта, региональный советник по связям с общественностью по Югу ООО “Амвэй” Жанна Борисова .— Игроки среднего и крупного бизнеса Юга всё больше осознают потребность в поддержке и реализации собственных проектов в социальной сфере, и мы, как одна из ведущих компаний индустрии, не исключение. Важно, чтобы процесс вовлечённости в социальную сферу был многосторонним, поскольку нужный эффект достигается путём совместной работы бизнеса, власти и общества».
Палитра соцпроектов
Что касается ещё одной востребованной номинации, а именно поддержки спорта, то здесь характерной особенностью является разнообразие реализуемых проектов при высокой активности общественных организаций. Список социальных программ и акций выходит далеко за пределы традиционных направлений развития спорта. Помимо традиционных областных спартакиад (проводимых при поддержке ОАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону») и ежегодных студенческих соревнований, инициируемых региональным отделением Российского спортивного студенческого союза, появляются и оригинальные программы — например, баскетбол для «колясочников». Благотворительный фонд социальной адаптации инвалидов «Прометей» занимается программами социальной адаптации с помощью спорта, в том числе баскетбола, регби и бочче, причём особое внимание уделяется соревновательному элементу. В мае этого года участники программы адаптации приняли участие в открытом фестивале по регби на колясках в Махачкале и заняли второе место в соревнованиях.
Часть программ в области поддержки спорта не ограничивается ориентацией на высокие достижения. В частности, Федерация черлидинга Ростовской области ставит своей целью привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни и предлагает использовать в этих целях уже прижившийся на Дону черлидинг. Благодаря этому зрелищному виду спорта к активному участию в разного рода соревнованиях было привлечено более 700 школьников.
Аналогичным образом выглядит и ситуация в области поддержки семьи: программы и мероприятия здесь инициируются как общественными организациями, так и бизнесом. Они отличаются разнообразием, даже пестротой. Наиболее выразительный проект — программа районной организации Всероссийского общества инвалидов «Дети так не делятся», направленная на поддержку детей-инвалидов и их семей, в том числе с помощью организации их досуга. Благодаря этому проекту дети, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата, имеют возможность посещать театры, выставки, аквапарки и музеи Ростовской области. Эта программа осуществляется в тесном взаимодействии с культурными учреждениями региона.
Вклад государства
«Я думаю, что если бы не постоянное сотрудничество, в том числе и через различные программы социального партнёрства, между правительством области, муниципалитетами и бизнесом, многих из реализуемых сегодня социальных проектов попросту не было бы, — считает генеральный директор ООО “Белый двор Т” Артём Екушевский . — Мы ведь прекрасно понимаем, что и бюджет области, и уж тем более бюджеты отдельных городов и территорий крайне ограничены, их с трудом хватает на самое необходимое. Но я уверен: главная социальная ответственность бизнеса заключается в том, чтобы создавать рабочие места, платить людям нормальную зарплату».
Общественные организации, действующие при поддержке бизнеса, составляют основу списка номинантов на премию «Лучшие социальные инвестиции юга России». И всё же значительная часть программ, особенно в сферах развития городской среды и экологии, осуществляется при поддержке региональных властей. Так, поддержка социальных инициатив со стороны государства позволила запустить в Ростове-на-Дону серию акций «Эстафета добрых дел», инициированную региональной общественной организацией благоустройства городских территорий «Город Мечты». Благоустройство города позиционируется инициаторами акции как общее дело, объединяющее региональную, муниципальную власть, бизнес и активную часть общества. Участие власти не ограничивается информационной поддержкой — приблизительно в 30% заявок на конкурс содержится упоминание о получении субсидии.
Проект с эффектом узнавания
Благотворительная деятельность является одним из показателей устойчивости общества, его консолидированности и желании его членов действовать в рамках определённых институтов. Собранная «Экспертом ЮГ» база социальных проектов юга России показывает, что в понимании социальных инвестиций за последние несколько лет произошли некоторые изменения — компании, организации, государственные социальные органы стали в большей степени ориентироваться на запросы общества. В то же время основные усилия пока предсказуемо распределены между ключевыми направлениями: за последние годы ими были развитие образования, культуры и спорта, помощь детям-сиротам. Большинство из этих программ существуют для решения определённых локальных проблем; долгосрочные инвестиции, требующие постоянной финансовой поддержки, — редкое явление на социальной карте юга России, связанной с именами крупных компаний.
И всё же интересных проектов достаточно, и тут заявляет о себе ещё одна проблема, связанная с работой благотворительных организаций и социально ответственных компаний. Информационная поддержка подобных проектов явно недостаточна, а это служит сдерживающим фактором для компаний, одной из целей в реализации благотворительных программ вполне резонно считающих собственное позиционирование. Кроме того, отсутствие своеобразной актуальной карты социальных проектов юга России явно мешает организованной работе — благотворительные организации действуют наугад и порой отчасти дублируют деятельность друг друга. Медиапроект «Социальные инвестиции юга России», запущенный в 2014 году, призван снизить влияние этой проблемы на социальную активность в южных регионах. Экспертный совет конкурса, состоящий из 19 представителей бизнеса, общественных организаций, СМИ и общественности, к 5 декабря отберёт лауреатов в каждой номинации. Лучшие проекты и лауреаты премии будут представлены на конференции «Социальные инвестиции юга России», что позволит назвать главные имена в области социальных инвестиций региона.