Автор: ЛИДИЯ ТИХОНОВИЧ. Дата: . Рубрика: ИНТЕРВЬЮ
Банк УРАЛСИБ — один из лидеров в области корпоративной благотворительности. О том, как возникла и развивалась благотворительная активность банка, рассказал главный исполнительный директор Банка УРАЛСИБ Александр Вихров.
У банка УРАЛСИБ сразу несколько программ посвящено работе с детьми. Расскажите, пожалуйста, как появилась идея комплексного подхода к решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
Сначала мы, как и все, занимались в основном оказанием разовой помощи по запросам — в разных направлениях. На каком-то этапе проанализировали объем средств на благотворительность, и оказалось, что вкупе это весьма значительно. Естественно, что мы, как финансовая структура с системой планирования по западному принципу, начали думать о том, как эту помощь сконцентрировать на какой-то теме. И поняли, что пора переходить от разовой помощи к целенаправленной.
Выбирая направление, ориентировались и на подразделения нашей филиальной сети: анализировали запросы, которые туда поступали. Выяснилось, что больше всего просьб касалось детей, которые попали в сложные жизненные обстоятельства и находились в детских домах, интернатах. Как ни странно, переход к системной помощи дает нам возможность сделать ее более личностной. Ведь разовая помощь – это, как правило, финансовые отчисления средств самой организацией для решения какого-то вопроса. А работа с детскими домами предполагает большую степень человеческого участия, самоотдачи. Постепенно пришли к тому, чтобы перестроить благотворительность таким образом, чтобы в ней могли деятельно участвовать много людей. Потому что вовлеченность сотрудников в социальные проекты компании — это важная часть создания единого коллектива и корпоративной культуры.
И следующий момент понимания был в том, что эффективность от нашей благотворительности будет больше, если не идти вслед за разовыми просьбами, а самим что-то предлагать, используя потенциал корпорации, в том числе, интеллектуальный. У нас работают многие сотни людей в разных регионах, в основном – с высоким уровнем образования. Надо дать им возможность проявить инициативу. И тогда в составе корпорации у нас появилось специальное подразделение с необычным названием: Служба инициативных программ. Именно для того, чтобы анализировать и предлагать какие-то решения в социальной сфере, как мы предлагаем своим клиентам и партнерам эффективные решения в бизнесе. Именно оттуда выросли ноги всех наших благотворительных программ.
Эта Служба, как появилась, так и существует до сих пор?
Сейчас уже Служба инициативных программ преобразована в более крупное подразделение по внешним коммуникациям с добавлением GR функционала. Но менеджеры остались те же, кто занимался этим с самого начала.
Как возникла программа поддержки детдомовских детей «УРАЛСИБ дает надежду: образование – работа – жилье»?
Среди множества проблем детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, есть одна особая: проблема социализации. Не секрет, что уровень самоубийств среди выпускников детских домов именно на рубеже 18-20 лет до недавнего времени был высокий, есть официальная статистика. От неустроенности, от страха перед будущим происходят многие беды. Мы знаем об этих проблемах не понаслышке.
У нас уже давно установились неформальные связи с детскими домами. Многие сотрудники общаются с детьми постоянно. По себе знаю, что если однажды заняться вопросами этих детей, от них уже невозможно отойти. Наша семья, например, на протяжении нескольких лет была гостевой семьей для нескольких детей – пока они не подросли. Мы забирали их из интерната на каникулы, на выходные. Многое нужно было сделать, чтобы они оттаяли… С первых дней мы обратили внимание на то, что эти дети плохо приспособлены к жизни, и не потому, что они не хотят, а потому, что они мало видят, мало знают. У них не было даже навыков обращения с домашними бытовыми предметами. А когда их научишь, покажешь – делают все с большим удовольствием.
Эта корпоративная программа возникла еще в 2006 году из инициативы сотрудников, и, что поразительно – сразу в двух регионах параллельно: в Санкт-Петербурге и Уфе. Были похожие предложения, смысл которых сводился к следующему: «Давайте заниматься детьми из детских домов для того, чтобы готовить себе будущие хорошие кадры». Если говорить о сути программы — она долговременная, рассчитана на 10-15 лет. Да, такую программу могут планировать только крупные, финансово устойчивые структуры, естественно, с мотивированным коллективом. Наши сотрудники видели, что некоторые из этих детей, приходя к нам домой или на работу, очень интересуются тем, что мы делаем. Это ведь сразу заметно. Были ребята, которые очень живо интересовались вопросами, связанными с финансами. И мы решили попробовать поддерживать таких детей, начиная с 15 лет, помогать им раскрывать свой потенциал и получать образование.
У нас, кстати сказать, такой же принцип и в бизнесе. Один из его постулатов: выращивать бизнес своих клиентов, помогать им в этом. Стремиться быть для наших клиентов полезными – особенно для малого бизнеса – с помощью наших финансовых продуктов и услуг. Будет у них расти бизнес – будут больше у нас разных продуктов и услуг покупать, и мы будем расти вместе с ними… Такой же принцип у нас в отношении к этим детям.
Не секрет, что уровень образования во многих школах не слишком высок, особенно на периферии. Наша система подготовки включает и работу добровольцев, и работу профессиональных психологов и педагогов — мы их приглашаем, чтобы они готовили детей к поступлению в колледжи и вузы.
В каких регионах сейчас действует программа?
Теперь у нас в программе семь регионов: Вологда, Калининград, Кемерово, Пермь, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург и Уфа. Очень много зависит от партнеров на местах. У нас был не очень хороший опыт, например, в Петрозаводске. Здесь программа не пошла потому, что со стороны местных организаций не было поддержки. Мы готовы предложить свою помощь, но там посчитали, что у них нет детей из детских домов с мотивацией продолжать учебу в 10-11 классах и дальше.
А вот в Перми, к примеру, с 2010 года сложилось очень хорошее сотрудничество. Мы там привлекли к работе нашего партнера – Западно-Уральский филиал Института МИРБИС (Международная высшая школа бизнеса). Мы с МИРБИС давно сотрудничаем в Москве, а по этой программе опробовали в Перми курс бизнес-проектирования, который потом распространили на все регионы – участники нашей программы.
Кто еще ваши основные партнеры?
Что касается нашей благотворительности и социальных проектов, постепенно пришло понимание, что надо опираться на помощь профессионалов. Не стоит создавать внутри своей организации подобие министерства социальной защиты, потому что мы все-таки структура коммерческая, у которой основная задача совсем другая. Чтобы пойти дальше, еще более систематизировать благотворительную помощь и привлечь специалистов, по инициативе основателя и основного акционера нашей корпорации Николая Александровича Цветкова, были учреждены два фонда: Благотворительный детский фонд «Виктория» и Фонд просвещения «МЕТА». Программы этих фондов дополняют друг друга. Туда пришли работать очень профессиональные люди. Это резко повысило эффективность. Мы сделали такой шаг одними из первых, а потом заметили, что это общий тренд последних пяти лет – переход корпораций к сотрудничеству с профессиональными НКО и фондами. Те, кто создавали свои фонды и фондики постепенно передают работу в руки профессионалов. Тренд подтверждает верность выбранного направления.
Сейчас эти два фонда – основные координаторы ваших программ?
Мы являемся стратегическими партнерами этих фондов. Сотрудничество предполагает взаимную координацию программ.
Насколько нам известно, у программы «УРАЛСИБ дает надежду: образование – работа – жилье» уже есть результаты. Расскажите, сколько детей благодаря программе смогли поступить в вузы. Многие из них потом приходят в банк на стажировки? Уже есть те, кто смог трудоустроиться в компании? Те, кто приобрел жилье?
Программа, как я уже говорил, весьма продолжительная. Смысл ее в том, что мы помогаем учиться в школе, потом — получать высшее образование. И в вузах доплачиваем стипендию, организуем практику в наших отделениях. Есть уже замечательные истории, вот как у Ани Березиной. Она сейчас работает в Ростовском отделении банка и совмещает работу с учебой. Она пришла в банк в прошлом году офис менеджером, а теперь уже ведущий консультант отдела по работе с агентской сетью. И стала лауреатом конкурса «Лучший сотрудник»!
Вообще на сегодняшний день в программе участвует уже более 300 человек. Всего же за время программы через нее прошло более 500 человек, из них около 200 стали студентами, 85% — поступили в вузы, 15% — в средние специальные учебные заведения. В этом году, во многом благодаря именно дополнительным занятиям, еще 98 выпускников успешно сдали экзамены и стали студентами.
А что с жильем?
Жилье – на очереди, это следующий этап, к которому мы, в принципе, готовы. У воспитанников детских домов, как известно, имеются определенные жилищные льготы. Но на самом деле реализуется это сложно. Есть ряд моментов, которые мешают. В частности, эта льгота дается только по месту прежнего проживания ребенка. Если выпускник решил уехать, она практически теряется.
Наша программа будет включать льготное кредитование. Ее участники, работая в какой-либо из структур корпорации УРАЛСИБ, смогут получить кредит и приобрести себе квартиру рядом с работой. Повторюсь, это следующий этап. Мы сегодня уже полностью готовы к разработке продукта, дающего возможность участникам программы улучшать жилищные условия.
Почему компания помогает детям с ограниченными возможностями? Как появилась программа «УРАЛСИБ за равные возможности»?
Это тоже инициативная программа, она началась в Челябинске. Она родилась из сотрудничества филиала УРАЛСИБа и местного университета. Есть дети с ограниченными возможностями и с огромной мотивацией к учебе, каждый из нас, наверно встречал таких. Часто восхищаются их мужеством и стойкостью, но пока редко задумываются о том, как просто сделать их жизнь полегче. У нас очень много говорят про какие-то крупные программы помощи инвалидам в масштабах всей страны, друг от друга все чего-то ждут. А есть ведь совершенно конкретные дела, которые в принципе, не требуют больших капиталовложений и которые можно начинать делать уже буквально завтра, даже сегодня. Да, конечно, не во всех домах можно поставить большие лифты. Это проблема, особенно, кстати говоря, школьных и университетских зданий – они же в большинстве старой застройки. Но оборудовать пандус, чтобы человек на коляске мог свободно перемещаться по корпусу – это очень просто.
Инклюзивный подход имеет еще и хороший социальный заряд. Мы считаем важным возвышать достоинство человека, дать возможность своим партнерам и сотрудникам проявить себя людьми благородными, показать свои лучшие качества. Потому мы предлагаем: есть такая программа, к ней можно присоединиться. И многие участвуют. Это очень важно: создать условия, ведь зачастую самые добросердечные люди и ответственные организации просто не знают, к кому обратиться, как предложить свои услуги и т.п.
Вы не только помогаете молодым людям подготовиться к поступлению, но и сопровождаете их во время учебы. Почему вы считаете это важным?
Родители же не бросают своих детей, когда те школу закончат, не говорят: иди, куда хочешь… Конечно, нужно помогать, как своим детям. У них ведь бывают разные проблемы, и психологические, и учебные. Им просто надо помогать, поддерживать, чтобы они были на уровне того вуза, в который они поступили. У нас есть, например, несколько ребят из Уфы, которые учатся в Высшей школе экономики. Такой престижный вуз… И еще один момент хочу уточнить: мы предлагаем нашим подопечным работу в банке, но не ставим это основной целью… Если человек выбирает другой путь, идет в нефинансовый вуз, мы его тоже не бросаем. Потому что социализация ребят очень важна для общества, а не только для нас как работодателей. Несколько ребят из Уфы уже окончили «вышку». Один из них был лучшим студентом на курсе. Работают они не в нашей финансовой структуре, но остаются для нас близкими людьми.
Я хотел бы особо подчеркнуть, что мы какого-то копирайта на свои благотворительные программы не ставим. Наоборот, заинтересованы в том, чтобы как можно большим был кумулятивный эффект. Рассказываем о своем опыте, надеясь, что кто-то его возьмет и начнет что-то делать. Мы будем рады.
Я знаю, что вы сотрудничаете, например, с «Северсталью».
Да. Это заслуга моих коллег из Департамента внешних коммуникаций банка УРАЛСИБ, и я вижу в этом взаимодействии будущее. Потому что, хоть и говорил Достоевский «красотой объединяемся», но невзгоды людей – это тоже важный фактор для объединения ради возможности действенно решать проблемы. Мы с большим уважением относимся к тому, что делает в области корпоративной социальной ответственности «Северсталь». Мы у них тоже учимся. Они работают очень масштабно.
«Формирование партнерских сетей» у вас вообще выделено как одно из стратегических направлений благотворительной деятельности. Почему оно так важно?
Мы считаем, что наличие партнерств являет зрелость наших отношений с обществом. Мы стараемся стать партнерами, подняться до уровня организаций, которые стоят выше нас. Мы должны быть интересны организациям, к которым мы приходим с нашими инициативами. И мое искреннее убеждение, что, когда к чиновнику любого уровня приходишь с возможностью решения какой-то проблемы, он не станет чинить препятствия, а будет помогать. А если говорить в целом, суть формирования партнерских сетей в том, чтобы повсеместно находить сторонников. И потом, у нас часто миссии сходятся. МИРБИС нам дает мощную идейно-инициативную подпитку — студенты активно участвуют в наших делах. Другой партнер – Кремлевская школа верховой езды. Это очень яркий и важный патриотический бренд. Так можно долго продолжать…
Корпоративное волонтерство связано со всеми программами? Расскажите, как именно.
Когда мы стали сотрудничать с фондами «Виктория» и «МЕТА» в реализации двух наших программ корпоративной благотворительности, в них осталось место и для наших добровольцев.
У нас довольно сильное волонтерское движение. Где-то оно развито больше, где-то меньше. Примечательно, что в регионах поддерживаются разные инициативы, однако в рамках единой стратегии. Успех зависит от многих факторов, но чаще всего – от лидера. В Смоленске, например, сильный комитет по молодежной политике, который поддерживает инициативы коллектива подразделения банка УРАЛСИБ. Как говорится, подобное притягивается к подобному, и в результате все движется.
А общее – информационная поддержка. У нас есть система вебинаров, мы стараемся добровольцев подпитывать информацией, обучать. Особенно сейчас, когда открываем новое направление — переходим к работе с кризисными семьями.
Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
Мы долго занимались детскими домами. А теперь переориентируем свое участие в программах Детского фонда «Виктория» и, отчасти, другие наши детские программы на профилактическую работу. Переориентируем и наших волонтеров на очень сложную тему: на помощь семьям в кризисной ситуации. Понимаем, что может быть трудно, но это возможность оказания помощи практически, нашим соседям, людям, которые рядом.
Сейчас для волонтеров готовим специальную обучающую программу в нашем корпоративном университете. Будем делать учебный фильм, который разместим на внутреннем портале. Специалисты станут рассказывать, как нужно работать с кризисными семьями. Как стараться сохранить семью, как помогать людям избавиться от отчаяния, вновь обрести себя.
Что самое сложное в вашей благотворительной работе? А что, наоборот, удается легко?
Сложно сейчас переходить на новый сегмент работы – профилактику. Мы не будем при этом подменять какие-либо государственные и муниципальные организации. Мы собираемся быть там, где особенно нужны. Есть потенциал. Для нас область развития в том, чтобы мы имели возможность в нашей добровольческой работе больше проявлять навыки, которые даются нашими профессиями. Например, юристы должны быть готовы консультировать детей и родителей кризисных семей по возможностям и льготам. Бухгалтеры должны объяснять другие вещи, которые нужно знать при ведении семейного бюджета. Мы вместе занимаемся программами финансовой грамотности. И везде здесь нужна помощь добровольцев.
Нужно очень много терпения. Но результаты стоят того…
Отношения с детьми из участников программ фонда «Виктория» перерастают в родственные. В семье Николая Александровича Цветкова трое опекаемых детей: два мальчика и девочка. Все учатся. Причем один мальчик учится в художественном лицее при Академии художеств. Недавно в Галерее современного фарфора в Москве были показаны его работы. Родного отца он почти не помнит, но уверен, что тот был художником. Его детское воспоминание: «отец рисует, а я стою у него за спиной»… Еще один парень учится в другом колледже. Он — спортсмен, готовится поступать в военную академию. А девочка собирается в Тимирязевскую академию учиться на агронома. У Татьяны Дмитриевны Летуновой, которая возглавить фонд «Виктория» пришла из банка УРАЛСИБ, тоже есть девочка под опекой. В этой семье она просто расцвела.
Вот еще одна удивительная история. У фонда «Виктория» есть программа поддержки талантливых детей. Две девочки – участницы этой программы — живут в Таганроге в детском доме №5, они сестры. Одна из них художница, другая – поэтесса. Когда я в первый раз увидел ее стихи, грешным делом подумал: ну, ясно, за девочку кто-то пишет…. Знаете, бывают амбиции и у директоров детских домов, мы сталкивались с таким, когда проводили, например, олимпиады для одаренных детей, — в некоторых детских домах задания за них выполняли взрослые… А потом мы с этой девочкой из Таганрога познакомились. И я понял, что она действительно очень талантливый человек, когда увидел, как у нее эти стихи рождаются.
У нее вышло уже две книжки. Первая, кстати, была издана на средства одного из менеджеров нашей корпорации. И еще одну интересную акцию мы придумали: наш партнер – Императорский фарфоровый завод сделал серию тарелок по эскизам старшей сестры и со стихами младшей. Получилось очень красиво. Тарелки продаются в магазинах ИФЗ, и часть средств от продажи поступает в фонд «Виктория» для участников программы помощи одаренным детям.
По материалам брошюры проекта «Лидеры корпоративной благотворительности-2013», изданной Форумом Доноров.