18.09.2013
Благотворительный детский фонд «Виктория» был создан в 2004 году и начинал свою деятельность, оказывая адресную помощь детским домам и решая, в первую очередь, проблемы бытового устройства ребят. Затем Фонд стал заниматься социализацией и профориентацией детей-сирот, развивать семейные формы устройства. Деятельность по профилактике социального и вторичного сиротства, реабилитационная работа с кровными кризисными семьями и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей активно началась в Фонде с 2011 года в рамках программ «Родные и близкие» и «Школа семьи». В 2013 году Фонд открыл специальную программу, которая профессионально сопровождает приемные семьи. Этой проблемой сейчас только начинают заниматься организации, работающие в сфере детства, нет стандартов сопровождения, разработанных методик, технологий, законодательных нормативов.Вопросов у специалистов очень много. Как строить взаимоотношения приемной и кровной семьи? Как наладить «мягкий» вход ребёнка в семью? О проблемах, связанных с жизнью ребенка в приёмной семье, интервью с руководителем программы «Семейный круг» БДФ «Виктория» Светланой Платоновой.
Кто из трех сторон – кровные родители, ребенок, приемная семья – первой проявляет инициативу по восстановлению отношений?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Если говорить о ребенке, то он всегда хочет общаться со своими биологическими родителями. Вообще поиск своих корней – нормальное желание любого человека вне зависимости от возраста. С кровными родителями ситуация обстоит намного сложнее, поскольку они проявляют интерес крайне редко. Работа с ними по восстановлению своих прав – целая наука. И этим, как правило, занимаются энтузиасты, поскольку все труды могут быть тщетны. Позиция же приемных семей такова: юридически они декларируют о своей готовности общаться с кровными родственниками, когда они далеко. Как только биологические родители возникают на горизонте, начинается сопротивление. Почему? Дело в том, что они охраняют сложившиеся отношения с ребенком, боятся за его и свои чувства. Словом, для них это определенная психологическая нагрузка. В Москве я знаю только одну подобную приемную семью, которая не просто работала с кровными родителями, а еще и возвращала им детей.
То есть ребенка можно забрать из приемной семьи и вернуть в кровную?
Не то, что можно, а даже нужно. Законом это предусмотрено. Другое дело, что кровные семьи сами далеко не всегда к этому стремятся, особенно если ребенок должен получить жилье по достижении совершеннолетия от государства. Бывают также случаи, когда ребенка забирают в состоятельную семью, и кровные папа с мамой внезапно объявляются и пытаются получить какие-то дивиденды. Правда, таких случаев не бывает при усыновлении, речь идет только о таких формах семейного устройства как опека, попечительство, патронатная и приемная семья.
В каком формате биологические родители могут общаться с детьми?
В законе есть норма о том, что родители, лишенные прав, могут общаться с ребенком, если это не противоречит его интересам. Приемный родитель должен быть уверен, что встреча кровных родственников с ребенком пройдет благополучно и пойдет только на пользу ребенку.
Тем не менее, Вы сказали, что подобный случай был в Вашей практике. Расскажите подробнее, пожалуйста
Это была большая работа со стороны приемной мамы, которая проявила волю и усердие в восстановлении отношений с биологической семьей. В течение года она помогала кровной матери восстановиться в правах, и в итоге ей удалось добиться своего. Все начиналось с разовых встреч, с бесед по телефону. Ребенок постепенно начинал общаться с мамой. Вообще это кропотливая работа, требующая консультации специалистов. Пока что это единственный случай в моей практике.
А как сами встречи проходят?
Встречи по сближению с биологическими родителями проходят под присмотром специалистов. В российской практике мало случаев работы с родителями, которые отбывают наказание в местах лишения свободы. В этот отрезок времени общение с ребенком важно для обеих сторон. Конечно, речь идет о родителях, осужденных за ненасильственные преступления. Почему бы в таком случае не разрешить детям и родителям общаться?
Практика такова: как только ребенка забирают из кровной семьи, родители теряют последнюю нить и начинают сильнее деградировать. Многие окончательно спиваются.
Как ребенку идентифицировать родных (биологических родителей)? Что ему следует говорить, как объяснять?
На занятиях в Школе приемных родителей мы говорим о необходимости рассказывать ребенку его историю. Совсем маленькому ребенку можно показывать картинки, говорить, что «ты появился там-то». Очень эффективна форма сказок. Малышу рассказывают о том, что он родился в домике, где живут без родителей, а мы, приемные родители, пришли и тебя забрали. Когда он станет старше, то можно озвучить имя и фамилию биологических папы и мамы. Какими бы ни были кровные родители, приемные не должны допускать резких высказываний, оценок в их адрес. Этому, кстати, тоже готовят в Школе. Нужно говорить, «что у мамы возникли такие обстоятельства, что она не смогла тебя воспитывать». Это уважительное отношение важно для ребенка в дальнейшем. Спокойное отношение к биологическим родителям сказывается в первую очередь на отношении ребенка к себе и приёмным родителям.
Есть какой-то определенный срок, в течение которого можно вернуть кризисную семью в нормальное состояние? Или эта работа ведется годами?
За год сопровождения становится понятно, можно ли семью вернуть в прежнее русло или нет. Если родители хотят вернуть ребенка, они сделают все, чтобы нормализовать ситуацию. Тогда помочь им будет легче.
Какую работу ведет Фонд?
У нас есть программа «Семейный круг», в рамках которой мы работаем с приемными семьями, опекунами, попечителями, усыновителями, то есть со всеми формами семейного устройства детей. Одно из ключевых направлений – психологическое консультирование. Например, даем рекомендации по коррекции детско-родительских отношений, проблем подросткового возраста и прочее. Работа ведется с родителями, детьми и семьей в целом. В работе с семьями мы проводим целевые мероприятия, которые не просто носят развлекательный характер, а скорее психологическо-педагогический. Сейчас в программе есть две приёмных семьи, которые взяли детей из одной семьи. И важно будет посмотреть на результаты сопровождения. К нам за поддержкой обратилась специалист опеки, которая сама взяла ребенка на воспитание. Несмотря на большой опыт работы с детьми и семьями, она попросила о сопровождении. Для каждой семьи составляется отдельная программа. Занятия проходят и в Фонде, и дома.
Программа сопровождения состоит из психологической, педагогической, социальной частей, каждая из которых очень важна. В результате работы с семьями, сотрудники разработали программы, детально описывающие шаги специалистов и родителей, приводящие к ожидаемым результатам. В Фонде работают психологи, социальные педагоги, от слаженной профессиональной работы которых зависит результат сопровождения: насколько комфортно будет семье с приемным ребенком и приемному ребенку в семье, каким вырастет этот ребенок и как сможет воспитать своих собственных детей.