Новости фонда

Характерные признаки дисфункциональной семьи

27.03.2013 · Новости фонда

Осипова И.И.,д. соц. н., руководитель Управления семейных программ БДФ «Виктория»

  

Профилактика сиротства – это огромный стратегический пласт деятельности государства и общества.

В профилактике сиротства (в международной сложившейся практике) традиционно выделяют следующие уровни:

Первичная профилактика  (базовый) уровень, который, как правило, является основным объектом государственной заботы: благосостояние народа, уровень оплаты труда,  образования, здравоохранения, отдыха, социального обеспечения и т.д.;

Вторичная профилактика – это уровень работы с кровной (биологической) семьей по предотвращению  развития наметившегося неблагополучия. Система государственной и иной помощи семьям, поддержки, контроля.

Третий уровень – это уровень «замещающей заботы» или уровень развития системы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социализация данной категории, привитие навыков нормативного поведения, семейных традиций, ценностей, моделей семейного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вторичная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.Уровни и направления профилактики сиротства

 

Согласно логике и сложившейся практике в международном сообществе, чем выше благосостояние народа, семьи, личности в государстве, чем адекватнее государственная политика в отношении своего населения, тем ниже (стремится к нулю) составляющая сиротства, тем меньше средств у государства идет на защиту сирот, социальные гарантии для данной категории, меньше показатели скрытого сиротства, т.е. чем более обеспечен базовый уровень потребностей населения и семьи, как основного института социализации детей, тем ниже уровень социального сиротства.

Мечты наших государственных деятелей решить проблему сиротства в последующие 3-5 лет обречены на провал, в силу того, что именно этого базового уровня профилактики сиротства нет, нет эффективно действующей системы поддержки семьи, ребенка, никакие меры материального характера, направленные на стимуляцию процессов усыновления детей-сирот российскими гражданами, устройства в приемные семьи – не  сработают, опять же потому что не выстроен на уровне государства и общества ни один из уровней профилактики сиротства.

Детские дома закрываются не потому, что нет детей-сирот, а потому, что дети из дисфункциональных семей сегодня заполняют и переполняют приюты и социально-реабилитационные центры, затем возвращаются обратно в кровные семьи, в которых за время пребывания детей в центрах, ситуация значительно ухудшилась и стала ещё более опасной для ребенка.

Ежегодно выявляются более 80 тысяч детей, находящиеся в социально опасном положении, 75% от выявленных ежегодно становятся социальными сиротами, ежегодно идет возврат детей из приемных семей (и эта цифра- несколько тысяч детей в год), так о каком снижении численности данной категории через 3-5 лет мы вообще говорим?

Законодательно определены несколько категорий семей, которым гарантирована помощь и поддержка, вмешательство со стороны государства: семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации, семьи в социально опасном положении, семьи, нуждающиеся в помощи государства. Все чаще в профессиональной  литературе употребляется сочетание «семья и дети группы риска», и, как правило, в эту категорию, в силу размытости границ данного понятия и отсутствия четкого определения категории «семья и дети группы риска» в науке, вкладываются все выше перечисленные категории, включая детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

Чтобы попытаться определить границы категории «семья и дети группы риска», порассуждаем на тему «Что такое группа риска» в широком смысле? Например, кто такие люди, входящие в группу риска по сердечно-сосудистым заболеваниям? Это люди, имеющие избыточный вес, наследственную предрасположенность к данному заболеванию, повышенный холестерин и т.д. Следующий вопрос: Больны ли люди, входящие в группу риска? -Нет, но у них есть риск заболевания, если человек провоцирует его, не соблюдая некоторых правил: контроль веса, контроль питания, активный образ жизни, периодические медицинские обследования, как минимум.

Таким образом, перенося данный алгоритм определения «группы риска» на семьи группы социального риска, можно сделать следующие выводы: семьи группы риска – это семьи, имеющие риск развития неких негативных семейных сценариев.

 

Таким образом:

Социально-благополучная семья – это семья, обеспечивающая ребенку максимум возможного уровня физического, интеллектуального, психического, духовного, нравственного развития, а также реализацию личности ребенка в интересах общества.

Семья группы риска – семья, в которой жизнедеятельность детей объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут быть преодолены семьей самостоятельно.

      (Риск развития негативных семейных сценариев, задержки в развитии детей, ухудшения жизненных перспектив ребенка).

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – семья, где дети ещё не лишены родительского попечения и находятся в обстановке, представляющей угрозу их жизни или здоровью, либо препятствующей их нормальному воспитанию и развитию из-за действий или бездействия родителей (иных законных представителей).

     (Риск изъятия ребенка из семьи или отказа он него).

Сопровождение семьи – комплекс мероприятий, направленных на социально-педагогическую, психологическую и иную поддержку семьи с целью её сохранения.

Семья как система выполняет ряд присущих только ей функций, одной из наиболее значимых является родительская функция (подсистема), включающая в себя заботу о детях, их воспитание, развитие, социализацию и т.п. Таким образом, правила поведения в данной подсистеме определяются характером взаимодействий типа «родитель – родитель». Родительская подсистема не всегда состоит из отца и матери, это может быть одна мать, мать-сожитель, которые в той или иной мере участвуют в воспитании детей. Полноценность развития ребенка в семье полностью зависит от качества исполнения родителями своих функций. Приведенные ниже диаграммы проявляют наиболее  проблемные зоны в функционировании семьи группы риска по социальному сиротству, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

 

 

Диаграмма №1. Особенности функционирования семейной системы

в неблагополучных семьях, %

Самой распространенной причиной социального неблагополучия семьи с детьми становится  малообеспеченность, отсутствие средств к существованию.  Основными источниками доходов в семьях группы риска по социальному сиротству являются детские пособия. Таким образом, общечеловеческая ценность ребенка трансформируется в материальную ценность от ребенка, чем больше детей, тем больше средств у родителей, что никак не влияет на качество содержания, воспитания, развития, образования самих детей, т.е. дети или деторождение становится средством, источником получения материальных благ: детского пособия, пенсии, субсидий, льгот и т.д. В эту же категорию следует отнести все случаи продажи детей, суррогатное материнство.

 

 

Диаграмма №2. Источники доходов дисфункциональных семей, %

 

Очень интересно проследить качественные характеристики родителей: отца, матери, которые трансформируются в нечто совершенно особое, имеющее другие ценности, представления о норме. Так отцы в таких семьях имеют алкогольную зависимость, нигде не работают, имеют инвалидность, судимость, т.е. налицо нравственная либо физическая ущербность, дисфункциональность.

 

 

Диаграмма №3. Качественная характеристика отца в дисфункциональных семьях, %

К сожалению, следует констатировать факт снижения авторитета, статусной нагрузки мужчин в семьях группы риска по социальному сиротству. Достаточно долго бытовала теория, согласно которой отчимы, сожители не выполняют обязанностей главы семьи, родительских функций, потому что ребенок неродной, но как показывает наше исследование, родительские функции и функции по обеспечению семьи слагают с себя и биологические отцы, мужчины занимают позицию ещё одного ребенка в семье, усугубляя и без того тяжелое финансовое положение, что свидетельствует о трансформации института отцовства, традиционной роли отца, добытчика, защитника в семье.

 

 

Диаграмма №4. Социальный статус мужчины в дисфункциональной семье, %

Не менее драматичная картина складывается и с характеристикой матери в семье группы риска по социальному сиротству. Не смотря на сложное финансовое положение в семье, женщины не стремятся трудоустроиться, что-то изменить в своей жизни, инфантильны, не ориентированы на развитие  свое и своих детей, т.е дети – неотъемлемая и не всегда приятная часть жизни, крест, который нужно нести. Таким образом, социальный портрет женщины, матери в семье группы риска по социальному сиротству: это женщина до 40 лет, мать-одиночка, не работающая, проживающая совместно с родственниками в одной квартире, социально не успешная.

 

 

Диаграмма №5. Социальный статус женщины в дисфункциональной семье, %

Как показало наше исследование, большая часть семей группы риска проживают в составе расширенной семьи, в одной квартире пребывают несколько поколений. В тоже время члены семьи разобщены, преобладает конфликтный стиль взаимоотношений между родственниками, нет взаимопонимания, взаимопомощи, что свидетельствует о разрыве психологических, эмоциональных связей между членами одной семьи, что является одним из основных показателей, характеристик семьи группы риска.

Диаграмма №6.  Уход за детьми в дисфункциональной семье, %

Неисполнение в полном объеме родительских функций по обеспечению базовых потребностей детей в уходе, воспитании, развитии, любви, социализации, семейном и социальном окружении в семьях группы риска неизбежно влечет развитие у детей различных нарушений и степень этих нарушений прямо пропорционально степени семейных дисфункций и длительности пребывания ребенка в этих условиях. Социальный портрет ребенка из семьи группы риска: это ребенок, которому не обеспечены со стороны родителей основные потребности в заботе, уходе, любви, воспитании, развитии, со слабым здоровьем, низкорослые и с недостатком веса, дефектами речи, психолого-педагогическими отставаниями в развитии, изгой в детском коллективе, с проблемами в поведении.

 

 

Диаграмма №7. Характерные признаки неблагополучия у детей, %

Помимо характерных признаков детского неблагополучия, можно также определить ряд наиболее распространенных рисков, угроз для полноценного развития ребенка. К числу таких угроз следует отнести нарушение детско- родительских отношений (родительская некомпетентность),эмоциональное отвержение со стороны родителей, ближайшего окружения, сверстников; оставление без помощи, присмотра, контроля, риск отобрания из семьи, разлуки со значимыми взрослыми.

 

Диаграмма №8.Характерные риски для детей в дисфункциональных семьях, %

 

Диаграмма №9. Объект формирования привязанности, %

Ещё одной характерной отличительной чертой семей группы риска является то, что привязанность у детей, в силу дисфункциональности родителей, формируется в большинстве случаев к людям из семейного окружения (бабушка, тети, сестры, братья) и социального окружения (воспитатели детского сада, учителя, соседи). Нередки случаи, когда привязанность формируется у детей к животным, в силу отсутствия в ближайшем окружении взрослых, дающих детям заботу, любовь, безопасность, принятие и поддержку.

 

Таким образом, дисфункциональные семьи характеризуются:

  • социальным неблагополучием в нескольких поколениях,
  • конфликтными отношениями внутри семьи,
  • структурой основных доходов семьи: пенсии, детские пособия,
  • степенью личностного вырождения,
  •  деградацией ценностных внутрисемейных установок: ребенок не ценность, а средство достижения материальных благ.

Выявление семей группы риска на ранних (начальных) стадиях неблагополучия позволяет корректировать процессы развития семейных девиаций и обеспечивать детям необходимый уровень удовлетворения базовых потребностей со стороны семьи и, тем самым, предотвращать воспроизводство девиантной модели семейного воспитания в будущем.

 

 

 

Литература:

 

  1. Результаты научно-исследовательской работы по анализу факторов социального сиротства и механизмов его профилактики в регионах Российской Федерации в рамках реализации проекта
    «Распространение и поддержка семейных форм устройства» благотворительной программы
    «Семейные формы устройства детей-сирот», АНО «Независимый институт социальной политики», 2008
  2. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии.: Сб.. – Изд-во Речь, 2007. – № 3. – С. 58-68.

 

Ваше пожертвование помогает детям-сиротам воспитываться в семьях

Благодаря Вашей поддержке мы сможем продолжать работать над тем, чтобы у детей были родители.

Укажите сумму между и
Укажите ваше имя
Укажите email в формате ivan@address.com
Укажите телефон в формате +7(495)123-45-67
Ваше согласие с условиями необходимо
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности