04.02.2013 // ДМИТРИЙ ХАЗИЕВ
Росфинмониторинг не приветствует инициативу Минэкономразвития, позволяющую физическим лицам перечислять пожертвования благотворительным организациям через платежные терминалы. Об этом пишет газета «Известия», в распоряжении которой оказалось письмо адресовано МЭРТ от руководства Росфинмонторинга.
Платежный терминал с возможностью пожертвовать на благотворительность. Фото с сайта Miloserdie.ru
Ведомство считает, что с помощью электронных терминалов нечистые на руку люди могут финансировать террористические организации, поскольку такая платежная система не позволяет должным образом идентифицировать клиентов. По мнению чиновников, идентификация граждан не проводится при осуществлении операций по приему платежей на сумму до 15 тыс. рублей (или эквивалента в иностранной валюте). Ситуация с развитием системы частных пожертвований (а она, по мнение многих экспертов, сегодня в России неразвита) обсуждает давно. Простые платежные агенты – это терминалы, которые повсюду стоят. Они не являются терминалами банков, банкоматами и могут совершить простые операции (законом предусмотрено всего 5 видов).
«В настоящий момент законодательством не установлены правовые основания для сбора пожертвований через терминалы. Вопрос, касающийся внесения изменений, в законодательство обсуждается достаточно давно. Вместе с тем, есть ряд субъектов, которые выступают против подобного изменения. Так что пока не удается найти вариант решения проблемы, которые устраивал бы все заинтересованные стороны», — комментирует руководитель юридической службы НП «Юристы за гражданское общество» Ольга Свириденкова.
Представители некоммерческого сектора не раз пытались добиться принятия поправок в законодательство, касающееся платежных терминалов. С принятием закона «О национальной платежной системе» нормы изменились. Изначально проект предусматривал внесение изменений в закон «О банковской деятельности», «О платежных агентах». До поправок среди платежных операций пожертвования не назывались. В ходе дискуссии представители НКО пытались выработать позицию, которая коррелировала бы и с позицией Росфинмониторига в части борьбы с финансированием терроризма. Эксперты предлагали финансовым регуляторам и правоохранительным органам сделать низкий порог для пожертвований, чтобы избежать появления поля для тех, кто хотел таким способом отмыть деньги. Максимальная сумма при проведении электронной операции пожертвования должна была достигать 5000 рублей. Вряд ли это ограничение сделало терминалы удобным средством для финансирования террористических организаций.
Более того, в Минэкономразвитии считают, что сбор пожертвований через терминалы легче администрировать (поскольку все операции проходят через банковский счет), и такой вариант более прозрачен, чем использование ящиков для пожертвований.
«Я знаю немало организаций, успешно осуществляющих сбор пожертвований от физических лиц. Это большие суммы. Удобная инфраструктура жертвования денег дает приток средств, это надо понимать. Человеку свойственно заниматься благотворительностью в том или ином качестве и масштабе», — считает директор благотворительного центра «Хэсэд Авраам»Леонид Колтон.
Активно систему частных пожертвований развивает сегодня Детский благотворительный фонд «Виктория». По словам председателя правления Благотворительного Детского фонда «Виктория» Татьяны Летуновой «на сайте Фонда мы объясняем людям, каким образом можно пожертвовать деньги в частном порядке».
«Это вызывает интерес у населения, многие хотят участвовать в акциях помощи. Замечу, что в Европе электронная благотворительность помогает фондам собирать существенные суммы от жертвователей. В Болгарии, например, при снятии денег в банкомате человеку предлагается возможность перечислить часть суммы в помощь сиротам. Достаточно нажать кнопку «ок» и фиксированная сумма перейдет на счет благотворительной организации. У нас подобные банковские услуги только развиваются. Я вообще не понимаю, о каком финансировании терроризма здесь можно говорить? Деятельность благотворительных фондов прозрачная, отчетность достаточно строгая», — заявила она.
Она отметила, что «система частных благотворительных пожертвований сегодня крайне неразвита в нашем государстве».
«Для этого человек должен пойти в фонд, заключить договор, съездить в банк. А электронные платежные терминалы эту процедуру значительно упрощают. Если Росфинмониторинг добьется своего, и инициатива Минэкономразвития по перечислению пожертвований через терминалы не будет внедрена, то это явно не пойдет на пользу благотворительности», — заключила Летунова.
Представитель Центра развития НКО Анна Орлова предлагает взглянуть на данную проблему иначе. По ее мнению, «благотворительные организации имеют достаточно много элементов отчетности: в органы ФНС, в Минюст».
«Чем больше оборотных средств организации, тем сложнее отчитываться. Мне кажется, что существующие механизмы отчетности позволяют отследить судьбу денег, получаемых фондом. В этом плане надо продумать эффективную систему отчетности и по пожертвованиям через терминалы, но закрывать этот канал для благотворительного сектора неправильно», — считает Орлова.