8 апреля прошло завершающее занятие тренинга жизнестойкости. Наши встречи преследовали следующие цели: достижение более глубокого понимания стрессовых обстоятельств, путей совладания с ними; нахождение путей активного разрешения проблем; углубление самовосприятия включенности, контроля, принятия риска за счет постоянного использования обратной связи.

На протяжении 10 встреч ребята учились исследовать и идентифицировать свои чувства, ориентироваться в своих эмоциональных состояниях и эмоциональных состояниях других людей. Развивали навыки конструктивного взаимодействия в команде. Определяли и разрешали стрессовые ситуации. Обучались навыкам саморегуляции и поддержания физического и психического здоровья, планированию действий в ситуации неопределённости.  Навыки жизнестойкости оказались актуальными в сложившейся ситуации карантина и самоизоляции, принесли новый опыт и знания участникам.

Взаимодействие в группе – это прежде всего взаимоотношения разных людей, и как любой цикл контакта(опыта) в них наступает фаза завершения. Задача завершения отношений – это качественное подведение итогов. Поэтому на завершающей фазе нашего взаимодействия особое внимание было уделено темам: «Цикл контакта» и «Подведение итогов».

 Ребята познакомились с теоретической моделью гештальт-терапии и с последовательностью следующих друг за другом этапов: преконтакт, завязка, контакт, развязка, ассимиляция. Исследовали эту модель на примере работы нашей группы. Внимание участников было сконцентрировано на завершающем этапе нашего контакта – ассимиляции (завершении).

Мы решили показать ребятам, как возможность объясниться, выразить обиду, разочарование, благодарность, другие чувства на завершающейся стадии отношений может помочь осмыслить прожитый опыт и сделать выводы. Для этого был использован опросник «Завершение отношений».  Подростки ответили на вопросы: что произошло; как полученный опыт повлиял на жизнь; какие отношения нужны в будущем, а какие неприемлемы; за что можно быть благодарным своему партнеру? Искренние ответы помоги сделать выводы о пережитом.

Ассимилируя свой опыт участия в тренинге, ребята выделили лучшие и трудные моменты занятий. Участникам понравились активные упражнения-игры, новые знакомства, возможность свободно выражать эмоции и чувства, оказывать помощь в организации рабочего пространства и совместные посиделки с чаем во время перерыва. Сложно было придерживаться правил группы, контролировать себя,  понимать чувства и эмоции других участников, обсуждать проблемы в семье.

Используя уже знакомую методику «Ромбы Добрякова», внимание подростков в очередной раз было направлено на компоненты жизнестойкости. Участники искали и выстраивали ассоциации к словам «вовлеченность», «контроль», «принятие риска». В результате получились такие цепочки: знание, интерес, экстрим; прогулка, мир, эмоции; жизнь, родители, друзья.

В завершении занятия и тренинга каждый участник, включая ведущих, получил обратную связь от двух человек. Зачитывались и завершались следующие предложения: мне в тебе нравится… мне с тобой сложно, когда…думаю тебе стоит прокачать…     

Нейтралитет, мудрость, авторитет, общительность, женственность(девочки) – эти качества участники выделили как желанные и важные в общении. Неумение слушать, привычка прерывать разговор, скрытность, недостаточная общительность, заторможенность, таинственность – эти качества усложняли коммуникацию во время занятий.  Открытость, умение доносить мысли до собеседника, умение принимать здравые решения, вести здоровый образ жизни, побороть застенчивость, удерживаться в границах ответственности – все эти пожелания являются зоной нашего ближайшего развития.  Есть, о чем подумать и над чем поработать!

Мероприятия проводятся в рамках проекта «Ты сможешь! Поддержка семей города Москвы, попавших в трудную жизненную ситуацию, воспитывающих детей подросткового возраста», реализуемого при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках грантового конкурса для НКО в социальной сфере «Москва – добрый город».

Поделиться:

Добавить комментарий