А у нас прекрасная новость! Наш проект «Дом выпускника: шаг в будущее» стал победителем в первом конкурсе Фонда Президентских Грантов 2022. Это значит, что мы продолжим оказывать многоуровневую поддержку молодым людям на этапе их адаптации к самостоятельной жизни и они не потеряются в ней!

Проект «Дом Выпускника» мы запустили в 2020 году, чтобы помочь выпускникам многодетных приёмных семей Детской деревни «Виктория» и интернатов г. Армавира вступить во взрослую жизнь: приобрести необходимые навыки и знания для самостоятельного обустройства во внешнем мире, для получения образования и развития карьеры, для обретения жилья.  Начали мы в 2020 году с проведения тренингов и консультаций специалистов по юридической и финансовой грамотности, по профессиональному развитию, помощи в получении жилья, а также с индивидуальной психологической поддержки ребят. В феврале 2021 года на территории Детской деревни «Виктория» мы открыли центр временного проживания для выпускников, у которых жилищные проблемы.

В 2022 году в проекте примут участие не менее 30 молодых людей от 18 до 23 лет, проживающих в Краснодарском крае. Это долгосрочный проект, содействующий развитию системы постинтернатной поддержки всего региона.

На нашем сайте мы уже рассказывали о работе проекта в 2020 и 2021 году, о вызовах и победах,  но не углублялись в тему проблематики. А здесь есть о чем рассказать.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМА

В России вне родных семей в 2020 г. воспитывалось 406 158 детей, 91 % или 364 тыс. — под опекой, в т.ч. 161 тыс. в приемных семьях. В Краснодарском крае – 15 354 детей-сирот, из них в приемных семьях больше половины — 7 992 ребенка. Это в 2 с лишним раза больше, чем было 10 лет назад. С ростом общего числа детей в приемных семьях растет и число «выпускников» этих семей: в 2018 г. в крае их было 608 человек, в 2020 г. на 18% больше – 717. Одновременно с этим становится все более заметной уязвимость выпускников приемных семей, которые после «выхода» из семьи оказываются фактически без поддержки. Молодые люди, даже при наличии приемного родителя, испытывает трудности в самостоятельной жизни. Все чаще дети попадают в приёмную семью в подростковом возрасте, когда упущены благоприятные периоды формирования основных навыков, морально-этических и поведенческих норм, и наоборот, закрепились вредные привычки и болезненные представления о мире. Выход таких детей в самостоятельную жизнь —это переход от безопасной среды и привычного распорядка в интернате или в новообретенной приемной семье — к иному, который малоизвестен. Практики отмечают, что выпускники часто «теряют» приобретённые полезные навыки и сводят к минимуму даже навыки самообслуживания.

Тут возникают и социальные, и психологические проблемы.

Социальные – это когда нет жилья и навыков обустроится в быту, когда нет понимания жизненной цели и мотивации к реализации себя. Еще это отсутствие позитивного круга друзей и знакомых,  правовая неграмотность, неумение распределить личный бюджет, планировать свое свободное время и ближайшее будущее и много всего другого.

Психологические затруднения – это отсутствие доверия к миру, искаженное в худшую сторону представление о себе, трудности в управлении и планировании жизни,  высокий уровень тревожности, инфантилизм, проблемы в установлении отношений и зависимое поведение.

Эти тенденции отмечают и практики социального сектора. По данным исследования готовности к самостоятельной жизни у 40% предвыпускников высокий уровень, у 26% – средний, а у 34% – низкий (БФ «Расправь крылья»).

ЕСЛИ ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШАТЬ

Оказавшись внезапно, по достижении совершеннолетия, в самостоятельном плавании молодые люди страдают от чувства одиночества, тревоги, депрессии, вплоть до самоубийства. Им трудно налаживать отношения с людьми – ведь укоренившихся навыков общения с широким кругом людей в быту у них не было. Это ведет к социальной изоляции и агрессии.  К этому еще прибавить низкий уровень доходов, зависимость от государственных пособий и пенсий и неумение защитить свои права.

Последствия «непомощи» вышедшим из под опеки молодым людям –  высокий уровень их неблагополучия. Это и низкая эффективность расходов на профобразование, высокие расходы на государственные пособия и пенсии, повышенный риск правонарушений, где выпускник может быть как виновником, так и пострадавшим.

Одной из самых сложных проблем для выпускников является обретение собственного жилья. На июль 2021 г. в очереди на получение социального жилья в Краснодарском крае стояли 6 724 выпускника от 18 лет.  В 2020 жилье получили только 14% от стоящих на учёте («Если быть точным»). Хотя вопрос рассматривается на многих уровнях, ситуация в ближайшее время не разрешится.

«Выпуск» из приемной семьи является кризисным этапом, требует поддержки и сопровождения, т.к. кризис обостряет проблематику. Психологическая помощь выпускникам в проработке прошлого травматичного опыта, повышение их самооценки, уверенности – первый шаг на пути к качественной жизни.

ШАГИ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Многолетняя практика социальной работы говорит о том, что качественная система сопровождения должна опираться на индивидуальный уровень или работу с кейсом. Этот подход лежит в основе всей деятельности нашего проекта. Индивидуальное сопровождение выпускников, предоставление им временного жилья, а также поддержки узкопрофильных специалистов на этапе выхода из системы замещающей заботы и в первые несколько лет самостоятельной жизни – сегодня наиболее эффективный вариант помощи выпускникам-сиротам.

В прошлом году в проекте участвовали 30 молодых людей и 9 проживали в «Доме выпускника». Психологи и социальные педагоги постоянно были рядом с ними. Мы проводили тренинги развития жизнестойкости, временных перспектив и целеполагания; занятия по правовой и финансовой грамотности; встречи со специалистами Центра занятости ; консультирование по вопросам профессии и карьеры. За год нам удалось помочь добиться для нескольких ребят статуса нуждающихся в жилищных условиях, чтобы они могли получить собственное жилье, и  помогли им встать на очередь.

В 2022 году в проекте появятся новые направления поддержки для развития личностных ресурсов, формирования активной жизненной позиции, развития умения планировать и качественно управлять собственной жизнью. Это:

  • выездные мотивационные тренинги для развития навыков планирования и регулирования собственной деятельности, а также навыки межличностного взаимодействия;
  • цикл кинотренингов  для активизации процесса самопознания и перехода к сознательной коррекции своих действий;
  • курс компьютерной грамотности «Основы современных компьютерных технологий» для использования в профессиональной деятельности.

А еще мы введем – и это инновационная история для нас — комплексную систему мониторинга по набору показателей для отслеживания социальной адаптации выпускников. Это очень важно, потому что мы на системной основе сможем делать выводы о том, как складывается жизнь выпускников после совершеннолетия и почему так,  насколько эффективна система поддержки,  какие проблемы могут возникнуть у выпускников-сирот. 

Движемся дальше! И это мечта, которую мы хотим сделать реальностью – пусть они будут счастливы с самими собой, с друзьями, семьями.

Поздравляем команду проекта!

Благодарим партнеров и благотворителей за поддержку!

Поделиться:

Комментарии запрещены.