Анна Анцута – руководитель проекта «Дом «Шанс» благотворительного фонда «Открытый мир» в Калининграде, который более 15 лет оказывает помощь выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в самые сложные периоды жизни – при переходе в самостоятельную жизнь и создании своих семей.

«Шанс» — круглосуточно работающий дом, в котором живут до 10 ребят, а иногда и чуть больше. Здесь им оказывают комплексную помощь, например, правовую, связанную с получением жилья или обучают их навыкам ведения домашнего хозяйства, а еще – педагогическую помощь в процессе обучения и трудоустройства. Очень важна для молодых людей, по мнению Анны, помощь психологов  и психотерапевтов.

Одна из психологических проблем выпускников детских домов – сложность в управлении эмоциями и понимании своих чувств. Совладать со стрессом в детстве обычно помогает мама или папа, а у ребят такой опыт часто отсутствовал – они справлялись со своим напряженным состояниям самостоятельно. Им также сложно бывает открытого и с доверием относиться к другим людям, ведь их неблагополучный жизненный опыт их этому не научил.  Ребятам нужна помощь в осознании  того, что с ними происходит, когда  негатив их переполняет и выплескивается в агрессию, вспышки гнева, слезы. Сотрудники проекта помогают ребятам успокоиться, поддерживают их, создают и закрепляют позитивный опыт общения.

 «Однажды я сказала одному из молодых людей: «Ты очень добрый!» – рассказывает Анна. – После этих слов он долго сидел в размышлениях и не мог поверить: «Вы шутите?! С чего Вы это взяли?» После моих объяснений он признался: «Мне никто за 18 лет этого никогда не говорил!».

Работа с подростками и молодыми людьми со сложнымжизненным опытом требует больших эмоциональных и энергетических затрат. «Когда молодой человек приходит и рассказывает свою историю, ты погружаешься в нее: сочувствуешь ему, злишься на несправедливость, — продолжает Анна Анцута. — И в то же время понимаешь: нельзя изменить ситуацию быстро, это долгий путь обретения человеком веры в себя, доверия к людям вокруг и доброго опыта взаимодействия с миром. По мнению Анны, кандидата педагогических наук, доцента Балтийского федерального университета, есть в ее работе и бесспорный плюс: если в вузе результат своей преподавательской деятельности оценить очень сложно, то в социально-педагогической работе он более очевиден: ребята потихоньку эмоционально отогреваются, становятся более уверенными. Уважение и поддержка со стороны педагогов и наставников всегда находит в них отклик.

«В нашей практике около 10 лет назад был случай, когда один из молодых людей, проживавших в Доме, в то время работавший в пиццерии, очень захотел стать врачом. Мы, затаив дыхание, наблюдали за его шагами навстречу мечте.  Дима взялся за дело всерьез, поступил в медицинское училище, затем в мединститут. Сейчас он – дипломированный нейрохирург, приезжает в гости.

Конечно, мы счастливы и гордимся достижениями Димы», — улыбается Анна. — Я ему даже сказала: «Ты мой кумир!». Когда-то я и сама мечтала стать врачом, у меня не получилось. А он смог!».

Вот в такие моменты понимаешь, что работаешь не зря. Я это называю круговоротом добра в работе.  Конечно, бывают и откаты: иногда шаг вперед и два назад.  Но позитивные примеры очень вдохновляют!».

Что еще помогает Анне восполнить энергетические ресурсы? «Этим летом я ездила на море и много купалась – море меня заряжает энергией!  — делится она. — Путешествовать люблю. Меня спасает любопытство: новые фильмы, книги, люди … Вкусняшки. Я езжу на велосипеде, у меня спортивная семья». Единственное, чего порой очень не хватает руководителю – это профессиональной поддержки в виде супервизий: «Со мной коллеги делятся, а мне обсудить профессиональные проблемы особо не с кем», — сетует она. Поэтому особенно ценным оказалось для нее сотрудничество с благотворительным детским фондом «Виктория».

«Я слышала о проектах фонда более 10 лет назад, когда сотрудники фонда приезжали в наш город и проводили обучающие мероприятия. Плотное сотрудничество продолжается около пяти лет. Для меня главный критерий полезности обучающих программ – результат и развитие, которое я получила, — признается Анна. — То, что я привожу из учебных поездок в «Викторию», часто для работы просто клад!

Все техники, которые предлагает фонд во время обучения, «живые», они работают! Например, в конце апреля в рамках «Развитие. Рост. Перспектива: внимание, подросток!» был семинар «Травмы, кризисы, зависимости: новый взгляд». Мы осваивали технологию развития жизнестойкости. Тренинг просто шикарный: мы выполняли практические упражнения, предназначенные для ребят, и сами побывали на месте подростков. Тема жизнестойкости сейчас очень актуальна: обстановка стрессогенная, в том числе в связи с пандемией, и нам всем важно укрепить жизненные ресурсы. Теперь активно используем полученные навыки в работе. Очень интересный был семинар, посвященный мониторингу и оценке программ, которые реализуется в социальной сфере. Очень ценно, что мы с коллегой сразу  после теоретического блока получили консультацию специалиста фонда по оценке нашего проекта и рекомендации по развитию. Еще был шикарный модуль case management — работа со случаем. В нашей работе часто встречаются нестандартные  ситуации и использование при их описании и решении алгоритма действий очень помогает в достижении результатов. Благодаря обучающим встречам профессиональные инсайты («озарения» – прим. ред.) происходят постоянно! Поэтому обучение в БДФ «Виктория» – очень мощная профессиональная поддержка».

Что еще приятно удивляет Анну: если раньше зарубежные  методики и технологии социально-педагогической работы доходили до нас и  внедрялись в практику примерно лет через 10, то в ходе обучения в «Виктории» мы знакомимся с самыми современными отечественными и зарубежными технологиями и методиками работы. «Информация, преподносимая на семинарах настолько актуальна и востребована, будто специалисты фонда считывают воздух, в котором находятся наши профессиональные проблемы.  Не все инструменты нам подходят полностью, мы используем то, что для нас наиболее актуально и очень полезно!» — добавляет Анна Анцута. – Приведу пример, насколько живо откликается в ребятах вышеупомянутая тема жизнестойкости! Одного нашего участника тренинга новые знания так поразили, что он воскликнул: «А что, так можно было?!».  Мы ведь во многих ситуациях действуем так, как привыкли, но, оказывается, можно по-разному!  Вот так на обычном занятии мы уже вышли за привычные рамки».

Но особенно руководитель Дома «Шанс» ценит работу специалистов «Виктории» за то, что они всегда в доступе: «Ольга Широких, Татьяна Арчакова, Зоя Ордина, Татьяна Ковач. С ними можно всегда проконсультироваться любым способом: писать, звонить. Однажды представители фонда побывали у нас в гостях и дали очень важные тонкие советы. В нашей работе мы используем анкеты обратной связи, которые ребята заполняют при выезде из Дома. Как правило, в них много благодарностей и добрых слов от ребят. Специалист «Виктории» Ольга Широких обратила наше внимание на то, что важно также спрашивать ребят о том, что было некомфортным, непонятным или сложным в процессе проживания. Нам это показалось очень важным и поможет в развитии!».

 К сожалению, очень злободневной остается тема зависимости: ведь алкоголь, и не только он, очень доступны, и нередко кажутся молодым ребятам способом быстро отвлечься от стресса. Как работать с зависимостями, с помощью каких техник и методик — для нас является актуальной профессиональной задачей. В настоящее время приступаем к участию в новом модуле курса «Травмы, кризисы, зависимости: новый взгляд», посвященном темам подростковых зависимостей. Ждем с нетерпением начала обучения, потому что знаем, что  специалисты «Виктории» и на этот раз помогут!

********************************************

Ольга Широких, руководитель программы «Развитие.Рост.Перспектива»

«Общение с коллегами из фонда «Открытый мир» лично для меня один самых ресурсных моментов в работе нашей программы. Коллеги с нами с 2015 года и за это время не только они смогли получить от нас знания по системе построения психологической поддержки выпускников, особенностям построения «Работы со случаем» в условиях «Дома Шанс», системы мониторинговых показателей их проектов и т.д., но и мы получили от них множество полезных советов. Анна неоднократно консультировала нас на этапе разработки проекта «нашего» дома – «Дома Выпускника», который сейчас работает в городе Армавир. Мы получили много советов по организации системы сопровождения ребят, которые выпустились из приемных семей, особенностям документооборота, составу команды и специфике работы с выпускниками».

Поделиться:

Комментарии запрещены.