Проект: “Семейный интенсив”

 (образовательно-тренинговая программа для замещающих семей с родственной опекой, воспитывающих детей подросткового возраста),

реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы

Сроки реализации: 01.10.2019 – 30.09.2020 г.

Опыт реализации программы фонда «Семейный круг»:

С 2012 года Фонд является уполномоченной организацией ДТСЗН г.Москвы, реализует программы, направленные на развитие семейного устройства детей-сирот и профилактику социального сиротства.

Разработаны, апробированы и успешного реализуются технологии по работе с приемными семьями, которые легли в основу реализации проекта «Семейный интенсив»:

  • Технология подготовки замещающих семей «Школа принимающих семей «Арбат». В настоящий момент на базе «Школа принимающих семей «Арбат» БДФ «Виктория» подготовлено более 300 кандидатов в приемные родители, в семьях которых воспитывается 110 приемных детей.
  • «Клуб культуры осознанного родительства «Арбат» для замещающих семей.
  • Профессиональные программы для специалистов, работающих в сфере семейного устройства и издание методических материалов.
  • С 2008 года фондом проводятся обучающие программы для принимающих семей по технологии «Выездные детско-родительские школы».
  • Программы по работе с приемными родителями, воспитывающими подростков и выпускников приемных семей, а также программы, нацеленные на подготовку подростков к самостоятельной жизни.
  • В 2014 г. фондом в рамках программы “Семейный круг” был снят фильм «Осторожно, чувства!», рекомендованный ДТСЗН для «Школ приемных родителей».
  • Семьи, воспитывающие приемных детей, получают услуги психолого-педагогического и социального сопровождения в рамках благотворительной программы «Семейный круг».

2. Эффективность работы с семьями будет обеспечиваться за счет интенсивности работы, сочетания различных методик и форм работы, опоры на имеющийся опыт в апробации применяемых технологий в работе.

3. Оценка результативности и качественных изменений будет проводиться по оригинальным авторским методикам специалистов фонда, которые были апробированы и показали свою эффективность в многолетней практике.

4. Результаты реализации проекта могут иметь большую практическую и научную значимость для разработки специализированных программ по подготовке кровных родственников к приему в семью подростка и его успешного воспитания.

5. В реализации проекта будут использованы дистанционные технологии в работе со специалистами (вебинары), что приведет к большему охвату целевой аудитории проекта.

Конечная цель Проекта: повышение ресурсности семей и профилактика отказов в замещающих семьях с родственной опекой, воспитывающих детей подросткового возраста, через оказание им комплексной поддержки и повышение компетенций специалистов сферы защиты детства.

Задачи Проекта:

  • Задача 1: Организовать мероприятия, направленные на повышение родительских компетенций и расширение родительского репертуара способов и методов воспитательного взаимодействия с подростками.
  • Задача 2: Содействовать повышению эмоционального благополучия родителей и подростков в замещающих семьях с родственной опекой.
  • Задача 3: Содействовать развитию профессиональных компетенций специалистов, занимающихся подготовкой и сопровождением замещающих семей с родственной опекой, воспитывающих подростков.

Целевые аудитории Проекта и численный состав:

  • Замещающие семьи, воспитывающие подростков, в том числе с родственной опекой (не менее 15 замещающих родителей пройдут подготовку к приемному  родительству по специальной программе «Базовый интенсив» и не менее 30 замещающих родителей, принявших в семью подростков под родственную опеку /кандидатов примут участие в мероприятиях проекта (групповых и индивидуальных формах работы);
  • Дети и подростки (не менее 15 детей, проживающих в семьях, примут участие в групповых и индивидуальных формах работы).
  • Специалисты в области семейного устройства (не менее 30 специалистов примут участие в «Образовательном интенсиве для специалистов», ознакомятся с технологиями и методиками проекта и не менее 100 постоянных партнеров Фонда и пользователей интернет-ресурсов ознакомятся с информацией по проекту).

 

Стратегия и методы достижения целей и задач Проекта:

   Проект “Семейный интенсив” будет реализован через проведение 3 групповых интенсивов:

  • «Базовый интенсив». “Базовый интенсив” направлен на подготовку кровных родственников к приемному родительству. В течение 3 месяцев с группой постоянных участников, состоящих из кровных родственников, будет проведен специализированный цикл групповых занятий по подготовке к приемному родительству. Особенностью этого курса станет фокусировка программы на специфике родственной опеки и развитии приемных подростков. Групповые занятия будут проходить в очном формате в виде регулярных интерактивных лекций, тренингов и семинаров 1 раз в неделю. Перед началом “Базового интенсива” с семьями-участниками проекта будут проведены: индивидуальные собеседования-интервью, индивидуальная входящая диагностика, групповой установочный тренинг.
  • «Детско-родительский интенсив». Данный интенсив предполагает отработку эффективных коммуникаций между родителями и подростками, формированию новых знаний, умений и навыков у всех участников, укреплению психологических ресурсов. В рамках интенсива будут проведены специализированные мастер-классы и тренинги психологов проекта и ведущих специалистов по преодолению трудных ситуаций взросления современных подростков. Эффективность такой программы достигается путем интенсивности, разнообразия применяемых форматов и методов (работа ведется как отдельно с родителями и детьми, так и в совместных детско-родительских группах, а также предполагает чередование тренингов, групповых консультаций или супервизий, мастер-классов, лекций). Семьи-участники интенсивов смогут посещать индивидуальные психологические консультации с ведущими психологами проекта.
  • «Образовательный интенсив для специалистов». “Образовательный интенсив для специалистов” будет реализован через проведение 3 тематических вебинаров по обмену опытом и трансляции эффективных технологий. Благодаря регулярному освещению деятельности проекта в СМИ, на сайте Фонда и социальных сетях в обществе активизируется внимание к помощи приемным семьям и детям.

 

Программа «Семейный круг» направлена на помощь приёмной семье и профилактику вторичного сиротства. После принятия в семью ребенка могут возникнуть серьезные сложности в отношениях приёмных родителей и детей.  Специалисты программы помогают адаптироваться детям в новой семье, осуществляют психолого-педагогическое и социальное сопровождение приемных семей.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

 

Работа с детьми

Специалисты нашего Фонда работают с детьми, устроенными в новую семью. Индивидуальная развивающая коррекционная работа, групповые занятия и тренинги, психолого-педагогические консультации – всё это помогает ребенку адаптироваться в приёмной семье. В программе предусмотрено индивидуальное сопровождение подростков наставниками и добровольцами, а также создание дополнительных возможностей для проявления у детей творческих способностей.

Работа с родителями
В рамках программы приемные родители получают комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение. Повышение родительских компетенций происходит через психологическую коррекцию неэффективных родительских стереотипов и способов коммуникации в семье. Предусмотрены индивидуальные консультации по вопросам воспитания, обучения и развития детей, мастер-классы и тренинги по детско-родительскому взаимодействию, выезды в семью, а также регулярные встречи приёмных родителей и семейные праздники.
В рамках программы для приёмных родителей работает «Университет культуры осознанного родительства».

Школа принимающих семей “Арбат”

Школа принимающих семей «Арбат» работает с 2011 года и является уполномоченной организацией Департамента социальной защиты населения г. Москвы. 

 

Мы помогаем семьям, чтобы в них росли здоровые и счастливые дети, поскольку семейные ценности — это основа здорового процветающего общества. Наши школы приемных родителей особенные: чтобы предотвратить вторичный возврат детей в детские дома, мы пропагандируем осознанное родительство. Речь идет не о поверхностной, а о глубокой помощи — психологической реабилитации, коррекции, профилактике. Для этого требуются высококвалифицированные психологи, имеющие опыт и знания в области работы с семьями в кризисных ситуациях. В Фонде была создана собственная психологическая служба.

Наша программа подготовки составляет 80 часов и представлена регулярными групповыми занятиями по трем блокам: психолого – педагогический, юридический и медицинский. Психологический блок является базовым и основополагающим, большая часть занятий посвящена следующей проблематике: возрастное развитие детей; темы, касающиеся специфики развития детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (депривация; привязанность и ее нарушения; «трудное поведение» детей; адаптация приемных детей в семье; адаптация приемных детей в образовательных учреждениях; «тайна усыновления»; развитие и воспитание детей с ОВЗ; жестокое обращение с детьми и другие темы), развитие семьи (семья как семейная система; родительство и приемное родительство; воспитательный потенциал семьи; психологические основы эффективного родительства и другие).

“Во время прохождения подготовки большинство наших  слушателей  будут примерять на себя возможность стать приемными родителями. Кто-то примет положительное решение и через какое-то время возьмет в свою семью ребенка, оставшегося без кровной семьи. Кто-то поймет, что их семья не готова справляться с теми трудностями, которые возникают при приеме ребенка.  Задача нашей работы  в Школе принимающих семей  – помочь потенциальным родителям  принять осознанное решение,  учитывая те реальные сложности, с которыми можно столкнуться при воспитании приемного ребенка. Те семьи, которые пришли на подготовку с  желанием взять в свою семью уже конкретного ребенка, смогут понять причины его необычного поведения и  найти подход  к нему », – говорит  ведущий психолог Школы, Лада Двуреченская.

 По окончанию подготовки кандидаты в приемные родители получают свидетельство об окончании, необходимое для предоставления в органы опеки при оформлении документов. Все наши выпускники могут продолжить общаться с психологами Фонда: переписываться, консультироваться и получать необходимую психологическую поддержку.

Участники программы
- дети, устроенные в приёмные семьи
- приёмные семьи: приемные родители, патронатные воспитатели, опекуны и попечители

Добавить комментарий