Этический кодекс фандрайзера

1. Основные принципы фандрайзинговой деятельности Фонда:
1.1. Соблюдение общечеловеческих норм и ценностей.
1.2. Соблюдение прав человека.
1.3. Соблюдение презумпции невиновности.
1.4. Право любого человека на благотворительность.
1.5. Право представителя любой веры, конфессии откликнуться на призыв о поддержке, осуществлять благотворительную деятельность. Равенство всех конфессий перед фандрайзером.
1.6. Социальная полезность.
1.7. Открытость информации.
1.8. Учет общественного мнения.
1.9. Соблюдение принципа осознанного и добровольного участия в благотворительности.
1.10. Добровольность осуществления благотворительных пожертвований.
1.11. Сохранение кредита доверия к фандрайзеру и профессиональной сфере фандрайзинга.
1.12. Соблюдение фандрайзером интересов стейкхолдера.
1.13. Ориентация на пожелания и принципы стейкхолдеров.
1.14. Сохранение собственного имиджа и имиджа стейкхолдера.
1.15. Сохранение собственной репутации и репутации стейкхолдера.
1.16. Восприятие финансовых ресурсов не как цель, а как средство решения проблемы и реализации миссии.
1.17. Необходимость выражения признательности донорам и добровольцам за труд и иные пожертвованные ресурсы.
1.18. Прозрачность финансовых операций, связанных с расходованием пожертвований.
1.19. Приоритет дела перед профессиональными амбициями.
1.20. Работа, основанная на создании позитивных, а не негативных образов.

 

2. Этические правила осуществления фандрайзинговой деятельности

Этически значимая ситуация

Стандарт

Привлечение к фандрайзинговой деятельности детей и представителей социально незащищенных групп населения (малоимущих граждан, инвалидов и т.п.). Детей и представителей социально незащищенных групп населения можно привлекать к фандрайзинговой деятельности на определенных условиях:

  • добровольность участия
  • полноценность участия (предполагает разъяснение участникам и четкое понимание ими целей фандрайзинговой деятельности, а не использование только эмоциональной стороны)
  • письменное согласие родителей/законных представителей детей, привлекаемых к фандрайзинговой деятельности
  • информирование общественности об условиях, на которых в акции принимают участие представители указанных групп.
Привлечение средств от групп доноров, вызывающих сомнения с этической точки зрения Не приемлемо привлечение средств от организаций оккультного и деструктивного характера (сект и тому подобных).
Не приемлемо привлечение средств от физических и юридических лиц, осознанно приносящих вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде и т.п. (откровенно уклоняющихся от соблюдения требований техники безопасности и экологических норм).
Денежное вознаграждение труда фандрайзера Желательно информировать донора о том, что Фонд может тратить до 20% от суммы привлеченных средств на административно-хозяйственные расходы.
Этичность финансовых операций Неприемлемы подмена благотворительности действиями по удовлетворению потребностей афилированных лиц.
Привлечение средств в обмен на имидж, “бренд” фандрайзера, некоммерческой организации При невозможности сотрудничества с донором в оговоренной ранее форме из-за угрозы своему имиджу фандрайзер должен предложить донору иные возможные способы сотрудничества
Распространение фандрайзером информации о Фонде во время и после фандрайзинговой активности Вся информация о Фонде, используемая фандрайзером должна быть максимально открытой. Может подлежать ограничению:

  • личная конфиденциальная информация
  • информация о партнерах Фонда

Любое распространение персональной информации недопустимо без согласования с Фондом.

Передача информации о фандрайзинговой кампании другим лицам должна согласовываться с Фондом.
Донор имеет право на анонимность.

Ограничение фандрайзером информации о целях сбора средств и последующем расходовании средств (в частности, о целевом или не целевом использовании) Информация о целях сбора и о расходовании средств является открытой.
Следует предупредить доноров о публичности информации об использовании пожертвованных ими средств.
Кампании, не имеющие первоочередной целью сбор средств для реализации миссии или решения проблемы (псевдо-фандрайзинговые кампании) Умышленное ведение псевдо-фандрайзинговых кампаний неэтично.

Допускается PR-активность как этап или компонент фандрайзинговой кампании.

Использование социальной обстановки Недопустимо при осуществлении фандрайзинговой деятельности:

  • ущемление права и достоинства социальных групп
  • обострение социальной обстановки (настраивание общественного мнения против группы людей, нагнетание страха перед угрозой опасности)
Манипулирование, гипноз, внушение, навязывание стейкхолдерам (представителю целевой группы) поведения помимо его сознания и воли Манипулирование, гипноз, навязывание поведения недопустимы.
Действия по созданию у донора образа “жертвы” Действия по созданию у донора образа “жертвы” недопустимы.
Использование поддержки в виде прямых директив органов власти Нельзя прибегать к прямому влиянию органов власти на потенциальных доноров.

 

Добавить комментарий